Наше понимание Библии

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
Земля же была безвидна и пуста. Понятие «земли» на языке Библии часто обнимает собой весь земной шар, со включением сюда и видимого неба как его наружной атмосферической оболочки ( Быт 14:19,22; Пс 68:35). В этом именно смысле оно употреблено и здесь, как это очевидно из контекста, по свидетельству которого хаотическая масса этой «земли» впоследствии выделила из себя твердь и воду (Быт 1:7).
Слова «безвидна и пуста», которыми характеризуется первобытная масса, заключают в себе мысль о «тьме, беспорядке и разрушении» (Ис 40:17; 45:18; Иер 4:23-26), т.е. дают идею о состоянии полного хаоса, в котором элементы будущего света, воздуха, земли, воды и также все зародыши растительной и животной жизни не поддавались еще никакому различению и были как бы перемешаны между собой. Лучшей параллелью к этим словам служит место из кн. Премудр. Соломона, в котором говорится, что Бог сотворил мир из «безoбразного вещества» (11:18) и 2 Петр 3:5.
И тьма над бездною. Эта тьма была естественным следствием отсутствия света, который еще не существовал в качестве отдельной самостоятельной стихии, будучи выделен из первобытного хаоса лишь впоследствии, в первый день недели творческой деятельности. «Над бездною» и «над водою». В тексте подлинника стоят здесь два родственных по смыслу еврейского слова (tehom и maim), означающих массу воды, образующую целую «бездну»; этим самым делается указание на расплавленное жидкообразное состояние первозданного, хаотического вещества.
И Дух Божий носился. В объяснении этих слов толковники довольно сильно расходятся между собою: одни видят здесь простое указание на обыкновенный ветер, ниспосланный Богом для осушения земли (Тертуллиан, Ефрем Сирин, Феодорит, Абен-Езра, Розенмюллер), другие — на ангела, или особую умную силу, назначенную для той же цели (Златоуст, Кайэтан и др.), третьи, наконец, — на ипостасного Духа Божия (Василий Великий, Афанасий, Иероним и большинство прочих экзегетов). Последнее толкование предпочтительнее прочих: оно указывает на участие в деле творения и третьего лица Св. Троицы, Духа Божия, являющего Собою ту зиждительно-промыслительную силу, которая, по общебиблейскому воззрению, обусловливает собою происхождение и существование всего мира, не исключая и человека (Быт 2:7; Пс 32:6; Иов 27:3; Ис 34:16; Деян 17:29 и др.). Самое действие Св. Духа на хаос уподобляется здесь действию птицы, сидящей в гнезде на яйцах и согревающей своею теплотой для пробуждения в них жизни (Втор 32:11). Этим самым, с одной стороны, позволяется усматривать в хаосе и некоторое действие естественных сил, аналогичное процессу постепенного образования в яйце зародыша, с другой — как эти самые силы, так и результаты их поставляются в прямую зависимость от Бога.
После сличения с еврейскими подлинниками оказалось, что это место надо читать так: "Земля же была пуста и пустынна, и тьма лежала (висела) на океане, и Дух Божий носился над водой. Более точный перевод дает нам такую картину земли: "Земля же была первобытной водной гладью"; это можно понять так : "Пространство же было безвидно и пусто, и тьма над бездною ( созданным пространством, материей ); и Дух Божий носился над хлябью ( вода + др. химсоединения - молекулы )"; указывается на стихийные потрясения происходящие по воле Бога. Бог как бы вкладывал Свою энергию в воду(хльбь, колебания).
И опять древнееврейское предложение, обычно начинающееся с глагола, имеет обратный порядок слов. Моисей обращает все наше внимание только на одну часть вселенной - землю, дом, который Бог предназначил для человека. Груда бетонных блоков, песок и пиломатериалы, которые строитель свез на стройплощадку, имеют вид непривлекательный. То же самое можно сказать и о земле сразу после того, как Бог сотворил "небо и землю". Моисей перечисляет четыре состояния, в которых пребывал мир, и которые Бог собирался изменить за неделю творения. Если при последующем обсуждении эти четыре состояния рассматриваются как несовершенные, то это не значит, что первоначальное Божье творение не было благим. Указанные ниже четыре состояния являлись временными, Бог изменил их в течение недели творения:
"безвидна" (т.е. бесформенна, сгусток материи);
"пуста" (отсутствие растительного и животного мира, Бог создал их позднее);
"тьма" (исчезла только после того, как Бог сказал: "Да будет свет");
"бездна" (все было покрыто водой).
Христиане исповедуют, что Бог Отец Всемогущий - Творец неба и земли. Не следует понимать это так, что другие Лица Троицы не участвовали в сотворении вселенной. Апостол Иоанн говорит о Боге Сыне: "Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть" (Иоан.1:3). Бог Дух Святой тоже участвовал в сотворении. Про Него написано, что Он "носился над водою". Моисей употребляет этот глагол повсюду, где речь идет о действии, которое можно сравнить с парящей над гнездом матерью-орлицей, кормящей и охраняющей своих детей. [Cм. Bтор. 32:11.] Дарующий жизнь Дух Божий участвовал в сотворении, охраняя сотворенное Богом и подготавливая вселенную к осуществлению в ней дальнейших замыслов Божьих. Таким образом, в сотворении мира участвовали все Лица Троицы.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
Свет - прямолинейные эл.маг. колебания распространяющиеся по прямой; может быть это следствие разрыва орбитали электрона; возможно Моисей видел "Большой взрыв"; откуда шел свет ? Может быть от Бога.
И сказал Бог... И стал свет. У всемогущего Творца вселенной мысль или слово и осуществление этой мысли или дело совершенно тождественны между собой, так как для Него не существует никаких препятствий, которые могли бы помешать выполнению зародившегося желания. Отсюда, Его слово есть закон для бытия: «Той, рече и быша, Той повеле и создашася» (32:9). Вслед за многими отцами Церкви митр. Филарет полагает, что в слове «сказал» не без основания можно находить таинство ипостасного Слова, которое здесь, подобно тому, как раньше и Дух Святой, прикровенно поставляется Творцом мира: «гадание сие объясняют Давид и Соломон, которые, очевидно, приспособляют выражения свои к Моисею» (Пс 32:6; Притч 8:22-29).
Да будет свет. Ясное указание на это дает ап. Павел, говоря о Боге как о «рекшем из тьмы свету возсияти» (2 Кор 4:6). Творение света было первым творчески-образовательным актом божественного мироздания. Этот первозданный свет не был обычным светом в совершенном значении этого слова, так как до четвертого дня творения, в который появились ночные светила, еще не существовало источников нашего света, а был тем светоносным эфиром, который, находясь в колебательном состоянии, разгонял первобытную тьму и тем самым создавал необходимые условия для будущего появления всякой органической жизни на земле.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
Свет может проходить сквозь тьму не рассеиваясь. Бог не знал, что такое свет (его не было), это показывает, что Бог развивается, как любая Творческая Личность, занятая созидательным творением
И увидел... что он хорош. Так, по словам Псалмопевца, «возвеселится Творец о делах Своих» (103:31). Свет здесь называется «добром», потому что он является источником радости и счастья для миллионов различных людей.
И отделил Бог свет от тьмы. Этим самым Бог не уничтожил вовсе первоначальную тьму, а лишь установил правильную периодическую смену ее со светом, необходимую для поддержания жизни и сохранения сил не только человека и животных, но и всяких др. тварей (Пс 103:20-24; Иер 33:20-25; 31:35).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
И закончил то, что начал: этап один; мысль первая закончилась, начинается вторая.
И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. Разделив свет от тьмы и установив правильное чередование их между собою, Творец нарекает им и соответствующие имена, назвав период господства света днем, а время господства тьмы — ночью. Св. Писание дает нам целый ряд указаний на происхождение этого божественного установления (Пс 103:20-24; 148:5; Иов 38:11; Иер 33:20). О характере и продолжительности этих первобытных суток мы лишены возможности судить положительно: одно только можем сказать, что по крайней мере в первые три дня до сотворения солнца они, по всей вероятности, не были тождественны с нашими настоящими сутками.
И был вечер, и было утро. Многие из толковников на том основании, что сначала поставлен «вечер», а затем уже — утро, хотят видеть в первом не что иное, как ту хаотическую тьму, которая предшествовала появлению света и таким образом предваряла первый день. Но это будет очевидной натяжкой текста, так как до сотворения света не могло существовать ни подобного разграничения суток, ни самого названия двух главных составных частей их. На указанном заблуждении покоится и другое, что счет астрономических суток следует будто бы начинать с вечера, как это думает, напр., и Ефрем Сирин. Но Златоуст правильнее полагает, что исчисление суток должно идти от утра к утру, так как, повторяем, самая возможность различения в сутках дня и ночи началась не ранее как с момента создания света или со времени наступления дня, т.е., говоря современным языком, с утра первого дня творения.
День один. В еврейском подлиннике стоит не порядковое, а количественное числительное «день один», ибо и на самом деле первый день недели творения был в ней пока еще и единственным. Заканчивая свою речь о первом дне творческой недели, считаем уместным высказаться здесь, вообще, об этих днях. Вопрос о них составляет одну из труднейших экзегетических проблем. Главная трудность ее состоит, во-первых, в определенном понимании библейских дней творения, а во-вторых, и еще больше — в соглашении этих дней с современными данными астрономии и геологии. Выше мы уже видели, что к первым дням творения, предшествовавшим появлению солнца, довольно трудно прилагать нашу обычную астрономическую мерку с ее 24-х-часовою продолжительностью, зависящей, как известно, от движения земли вокруг своей оси и от поворота ее то одной, то другой стороной к солнцу. Но если допустить, что это сравнительно незначительное препятствие было как-либо устранено силой божественного всемогущества, то все остальные, собственно библейские данные, и разделение этих суток на утро и вечер, и определенное количество, и строгая последовательность их, и исторический характер самого повествования, — все это говорит за строго буквальный смысл библейского текста и за астрономическую продолжительность этих библейских суток. Гораздо серьезнее другое возражение, идущее со стороны науки, которая, исходя из анализа так называемых геологических пластов, насчитывает целый ряд геологических эпох, потребных для постепенного образования земной коры и несколько тысячелетий для последовательного возникновения на ней различных форм растительной и животной жизни. Мысль о соглашении в этом пункте Библии с наукой сильно занимала еще отцов и учителей Церкви, среди которых представители Александрийской школы — Ориген, Климент Александрийский, Афанасий Александрийский и др. стояли даже за аллегорическое толкование библейских дней в смысле более или менее продолжительных периодов. Вслед за ними и целый ряд последующих экзегетов старался так или иначе видоизменить прямой, буквальный смысл библейского текста и приспособить его к выводам науки (так называемые периодистические и реститутивные теории). Но прямой, буквальный смысл библейского текста, древнехристианская традиция и православное толкование вообще не допускают такого вольного обращения с библейским текстом и, следовательно, требуют буквального понимания имеющегося в нем термина «день». Итак, Библия говорит об обычных днях, а наука о целых периодах или эпохах. Лучшим выходом из этого противоречия является, по нашему мнению, так называемая «визионерная» теория. По смыслу этой теории, библейское повествование о творении мира представляет собой не строго научное и фактически детальное воспроизведение всей истории действительного процесса мирообразования, а лишь его главнейшие моменты, открытые Богом первому человеку в особом видении (visio). Здесь вся история происхождения мира, развившаяся в недоведомое для нас время, прошла пред духовным взором человека в виде целой серии картин, из которых каждая представляла известные группы явлений, причем как общий характер, так и последовательность этих картин являлись верным, хотя и мгновенным отображением действительной истории. Каждая из этих визионерных картин образовывала собою особую группу явлений, фактически развивавшихся в течение одного и того же периода, в видении же получившего название того или другого дня. На вопрос, почему же геологические эпохи творения получили в библейском космогоническом видении название обычного «дня», ответить сравнительно нетрудно: потому, что «день» был самой удобной, самой простой и легко доступной сознанию первобытного человека хронологической меркой. Следовательно, чтобы внедрить в сознание первого человека идею о последовательном порядке творения мира и раздельности его процессов, целесообразнее всего было воспользоваться уже знакомым ему образом дня как цельного и законченного периода времени. Итак, по вопросу о днях творения Библия и наука отнюдь не сталкиваются между собой: Библия, разумея обыкновенные дни, отмечает этим самым лишь различные моменты космогонического видения, в котором Бог благоволил открыть человеку историю мироздания; наука же, указывая на геологические эпохи и продолжительные периоды, имеет в виду исследовать фактический процесс происхождения и постепенного устройства мира; и такое допущение научных гипотез нисколько не колеблет собою божественного всемогущества, для которого было совершенно безразлично — создать ли весь мир во мгновение ока, употребить ли на это целую неделю, или, вложив в мир известные целесообразные законы, предоставить им более или менее естественное течение, приведшее к продолжительному мирообразованию. Последнее, на наш взгляд, еще даже более отвечает идее божественной премудрости и благости Творца. Указанная нами здесь визионерная история, находя своих защитников и среди отцов и учителей Церкви (Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Феодорит, Юнилий Африканский), разделяется многими новейшими экзегетами (см. об этом подробнее в диссертации А. Покровского «Библейское учение о первобытной религии»).
Если земля была задумана как дом для человечества, то следовало рассеять тьму, окутывавшую землю. Бог сделал это посредством Своего могущественного Слова: "Да будет свет". "Он сказал, - и сделалось" (Пс.32:9). Впервые свет воссиял в мире, до того пребывавшем в кромешной тьме. Без света жизнь, как мы знаем, невозможна.
Возникает вопрос: "Откуда может взяться свет в первый день, если солнце и звезды были сотворены только в четвертый?" Древнееврейский язык позволяет делать различие между субстанциями света (энергией в виде частиц, волн или того и другого вместе) и небесными носителями света. Мы говорим о свете, производимом настольной лампой, и называем светом сам его источник - настольную лампу. Свет был сотворен в первый день, а светила, регулирующие освещение, - лишь тремя днями позднее.
"И увидел Бог свет, что он хорош". Свет идеально соответствовал той цели, к которой Бог его предназначил. Эти слова напоминают нам о совершенстве Божьего творения, когда мы слышим от ученых, будто мир развивается от низких и несовершенных форм к высшим и более совершенным. Эта первая глава Книги Бытие семь раз напоминает нам, что все, произведенное Творцом, было совершенно.
Бог отделил свет от тьмы. Он не уничтожил тьму, поскольку знал, что, подобно свету, она необходима. Бог упорядочил ее, обеспечив систематическую и предсказуемую смену периодов света и тьмы. Светлый период Бог назвал "днем", тьму Он назвал "ночью". За первым светлым периодом последовал темный. На смену дню пришел вечер, тем самым завершив светлый период.
Моисей продолжает: "И было утро" - или, может быть, лучше сказать, что "настало утро", или "потом пришло утро" и завершило темный период. Как и любой другой день нашей жизни, тот самый первый день мировой истории состоял из светлого периода, за которым последовал период темноты.
Читатель, возможно, заметил, что в пятом стихе Моисей употребил слово "день" в двух разных значениях. Сперва подразумевается световой период, последовавший за Божьим повелением. Затем Моисей использует слово "день" в более широком смысле. Он называет днем световой период плюс период тьмы. В следующей же главе (2:4) он применяет слово "день" в еще более широком смысле, для обозначения "того времени, когда". ["Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время [в тот день], когда Господь Бог создал землю и небо"] Моисей установил весьма точную терминологию и употреблял ее аккуратно. Основное правило толкования Библии заключается в том, что Библия должна сама себя объяснять. Значение слова определяется на основании того, как оно используется, и исходя из контекста, в котором оно употреблено. Хотя в Библии слово "день" имеет различные значения, оно никогда не обозначает периоды протяженностью в миллионы или тысячи лет. Те, кто пытаются втиснуть вечность в неделю творения, грубо искажают язык Книги Бытие. Но это вовсе не 24 часа. Древнееврейское слово, переводимое как «день», может означать различные периоды времени, не только равные 24 часам, может перевестись и «время» (2:4). В первой и второй главах книги Бытие речь идет о значительных по продолжительности периодах времени.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
Вместо слова "Вода" - "Бездна-хлябь";
Да будет твердь. Твердь — буквально с подлинника «распростертие», «покрышка», ибо таковою евреи представляли сей небесную атмосферу, окружающую земной шар, как это особенно ярко выражено в известных словах Псалмопевца: «простираяй небо, яко кожу» (Пс 103:2; 148:4; ср. Ис 40:22). Эта твердь или атмосферическая оболочка земли, по общебиблейскому воззрению, считается местом рождения всяких ветров и бурь, равно как и всевозможных атмосферических осадков и перемен погоды (Пс 148:4,8; 134:7; Иов 28:25-26; 33:24-26; Ис 55:10; Мф 5:45; Деян 14:17; Евр 6:7 и др.).
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
Слово "твердь" - "твердая стена" м.б. создан атом (ядро; пустота; орбиталь ) представляет собою - земля; твердь; вода. )
И отделил воду, которая под твердью от воды, которая над твердью. Под последними водами здесь, очевидно, разумеются водяные пары, которыми обыкновенно бывает насыщена небесная атмосфера и которая, сгущаясь по временам, в различных видах изливается на землю, например в виде дождя, града, инея, тумана или снега. Под первыми же, конечно, разумеется обычная вода, проникавшая собою весь земной хаос и в следующий, третий день творения, собранная в особые природные водохранилища — океаны, моря и реки. О роли воды в процессе мирообразования нечто подобное же говорит и ап. Петр (2 Петр 3:5). Наивному уму первобытного еврея небесная атмосфера рисовалась в виде какой-то твердой покрышки, разделявшей собою атмосферические воды от земных вод; по временам эта твердая оболочка в том или другом месте разверзалась, и тогда небесные воды через это отверстие изливались на землю. И Библия, говорящая, по отзыву св. Отцов, языком сынов человеческих и приспособляющаяся к слабости ума и слуха нашего, не считает нужным вносить какие-либо научные поправки в это наивное мировоззрение (Златоуст, Феодорит и др.).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
Небом. На языке евреев существовали три различных термина для выражения этого понятия, соответственно их мнению о существовании трех различных небесных сфер. То небо, которое называется здесь, считалось самым низшим и ближайшим местопребыванием птиц, доступным непосредственному взору (Пс 8:4; Лев 26:19; Втор 28:23).
Сотворенная Богом вселенная была безвидна, бесформенна. Затем Бог улучшил ее, создав твердь и воду под твердью и над твердью. Бог определил предназначение этой великой тверди: "Да отделяет она воду от воды". Он назвал твердь "небом". Это не совсем научный термин. Моисей точно не указывает, что включала в себя твердь. По всей видимости, она состояла не только из того, что мы называем сейчас земной атмосферой, но и из всего, что мы видим на небе, включая звезды и планеты.
Совершая этот творческий акт, Бог предпринял еще один шаг по обустройству земли в качестве дома для животных и человека. Твердь служит нам по-разному. Она обеспечивает воздухом живое, все что дышит. Она рассеивает лучи солнца, луны и звезд. Плотное скопление газов защищает все живое на земле от жестокой жары днем и ужасного холода ночью. Мы знаем, что после интенсивного дождя твердь, атмосфера, выполняет очень важную функцию - испаряет влагу и собирает ее в облака.
Далее возникает вопрос, что же такое "вода над твердью", которую Бог отделил от "воды под твердью"? Некоторые полагают, что "вода над твердью" - это облака, огромные скопления в атмосфере водяного пара, пребывающего во взвешенном состоянии и периодически выпадающего в виде дождя и снега, чтобы затем вновь испариться и стать облаками. Так выглядит гидросистема, имеющая место в наши дни. Есть мнение, что такой порядок существует со второго дня сотворения мира.
Многие люди, однако, в этом сомневаются. Из Книги Бытие 2:5 мы узнаем, что "Господь Бог не посылал дождя на землю". Как долго продолжался бездождевой период? Возможно ли, чтобы гидросистема, начавшая действовать во второй день творения, существенно отличалась от теперешней?
Многие, отвечающие положительно на этот вопрос, указывают на 2-ое Послание Петра (3:3-7). Здесь Петр обращается к трем грандиозным событиям мировой истории, - причинам глобальных изменений на земле. Два из них уже имели место, одному еще предстоит произойти. Первое событие - сотворение мира, второе - всемирный Потоп, и третье - конец времен. Несомненно, что при сотворении Богом мира имели место колоссальные изменения: возникло то, чего не было. Писание говорит нам, что в конце времен произойдут изменения подобного же уровня, когда земля, в том виде как она существует, будет разрушена. Но какие сопоставимые с этими изменения вызвал всемирный Потоп, - третье из названных событий? Несомненно, что во времена Ноя всемирный Потоп произвел изменения в земной коре, но разве мир после Потопа остался таким же, как и до него?
Очевидно, нет. Многие понимают слова святого Петра как указание на то, что всемирный Потоп привел к кардинальному изменению гидросистемы на земле. В этом случае "вода над твердью" вполне могла быть толстой полупрозрачной оболочкой из водяного пара. Этот гигантский водяной кожух создавал однородный теплый климат и безопасную для здоровья обитателей земли среду. И при этом окна небесные, отворившиеся во время всемирного Потопа (Быт. 7:11), вполне могли быть тем самым слоем водяного пара, высвободившим огромное количество воды, которая обрушилась на землю. Если "вода над твердью" действительно была водяной оболочкой, окутывавшей землю, то радуга, которую Бог дал Ною [в качестве знамения], должна быть первой радугой, которую увидела земля. [Eще одна существующая научная теория предполагает, что "вода над твердью" является огромным количеством потенциальной воды, которая может возникнуть вследствие химической реакции при соединении озона и дейтерия. Eсть предположение, что именно таким образом образовались воды Потопа. Kак утверждают ученые, количество такой потенциальной "воды над твердью" в несколько раз превышает воды мирового океана.]
"И был вечер, и было утро: день второй". Снова Моисей говорит о дне, состоящем из светлого периода, дневного времени, и темного периода, ночного времени, - именно в том порядке, как мы думаем о дне. Моисей называет его "вторым днем". Примечательно употребление порядкового числительного "второй". Только однотипные вещи можно пронумеровать как "второй" или "третий", поэтому наименование "день второй" свидетельствует о том, что это был такой же период времени, как день первый или любой другой день творения.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
Да соберется вода... и да явится суша. В силу этого божественного повеления две главных составных части первобытного хаоса, земля и вода, обособились друг от друга: воды соединились в различные водные бассейны — моря и океаны (Пс 32:7; 103:5-9; 135:6; Притч 8:29), а суша образовала острова и материки, покрытые различными горами, холмами и долинами (Пс 64:6; Ис 40:12).
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
Первое творческое дело относится к незапамятно давним временам и это делает возможным существование всех дальнейших геологических эпох.
И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. О том, каким путем и как долго происходил этот процесс обособления воды от суши и самообразование земной коры, Библия не говорит нам ничего, открывая тем самым полный простор научным изысканиям. В космогоническом же видении, с которым имеет дело Библия, отмечен только общий характер и конечный результат этого третьего периода мирообразования или — на языке библейского видения — третьего дня творения.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.

Создана живая клетка - вечный двигатель работающий от света излучаемого Богом, для его запуска необходим сильный духовный импульс; из клеток создано все живое; растения имеют только тело. Теперь биологи доказали, что первая клетка растительная. Она появилась на земле а не в воде, как считали прежде { Для обсуждения : возможно Творец после растений создал животных - динозавров, которые были неуправляемые, т.к. не было светил, планет. О других гипотезах укажем ниже. }
И сказал Бог: да произрастит земля... и произвела земля зелень, траву, сеющееся семя по роду (и по подобию) ее, и дерево (плодовитое) приносящее плод, в котором семя его по роду его. В этих немногих словах космогонического видения отображается целая грандиозная картина постепенного возникновения на земле разных видов растительной, органической жизни, произведенных землею не в силу самопроизвольного зарождения, но по данным ей Творцом особым силам и законам. Однако, указание на то, что покрытие земли растениями и деревьями не было мгновенным чудодейственным актом, а направлялось творческой силой по естественному руслу, по-видимому, заключается в самом характере рассматриваемого библейского текста, как в обращении Бога к земле с повелением ей произвести различные виды растений по присущим ей законам, так и в той последовательности, с которой ведется перечень различных видов этой растительности, вполне отвечающий данным современной геологии: сначала вообще зелень или трава (геологические папоротники), затем цветущая растительность (исполинские лилии и, наконец, деревья (первобытные кустарники и деревья), 3 Цар 4:33. Всемогущество Творца от этого, разумеется, нисколько не страдало, так как первоисточником жизненной энергии земли был не кто иной, как сам Бог, а Его высочайшая мудрость в таком целесообразном устройстве мира раскрывалась во всей своей силе и очевидной наглядности, на что выразительно указывает и ап. Павел в известном месте из Послания к Рим 1:20.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
13 И был вечер, и было утро: день третий.
Во второй день Бог частично разделил воды, окружавшие землю, т.е. произвел вертикальное разделение. Он оставил некоторое количество воды над твердью и под твердью. Затем Бог произвел повторное разделение, на этот раз горизонтальное, - отделил воду от суши. Поскольку земля представляла собой смесь твердых и жидких элементов, вроде полужидкой грязи, - она не годилась для обитания на ней творений, которые Бог вскоре собирался создать.
Поэтому Бог сказал: "Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша". Последовавшие за Божьим повелением геологические изменения колоссальны. Суша соединилась, образовав континенты и горы. Бог углубил бассейны океанов и морей, начались эрозия и вторичное перемещение земли и каменистой почвы. Псалмопевец рисует величественную картину дел Божьих, совершенных в третий день творения: "Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее; на горах стоят воды. От прещения Твоего бегут они, от гласа грома Твоего быстро уходят. Восходят на горы, нисходят в долины, на место, которое Ты назначил для них. Ты положил предел, которого не прейдут, и не возвратятся покрыть землю" (Пс. 103:5-9). [Прещение (церк.-слав.) - угроза, страх, воспрещение. Из контекста очевидно, что это слово в данном случае может также означать и повеление.]
"Собрание вод" Бог назвал "морями". Это собирательный термин, подразумевающий океаны, озера и реки. Из описания всемирного Потопа (Быт.7,8) мы узнаем, что вода в огромных количествах находилась также и под землей.
После того как явилась суша, Бог стал покрывать ее растительностью. Моисей выделяет два общих типа растений: зелень, сеющую семя, и деревья "плодовитые", чьи семена заключены в плоды. Бог повелел: "Да произрастит земля зелень". Интересно отметить, что в стихах 1 и 2 словом "земля" обозначается земля в целом, здесь же совершенно ясно, что речь идет только о суше. Вновь мы видим, сколь тщательно Моисей подбирает слова.
По повелению Божьему на земле в изобилии появилась пышная растительность - от крошечных фиалок до гигантских деревьев секвойя. Земле предстояло стать домом для венца Божьего творения, и Бог пожелал, чтобы этот дом был прекрасен. Он наделил каждый вид уникальной способностью воспроизводства "по роду своему". После сотворения первого поколения деревьев и растений Бог решил не творить их повторно. Функция размножения была в дальнейшем возложена на семя, производимое родительским растением, но при этом установлены определенные пределы. Размножаться они должны "по роду своему". [То есть в пределах рода.] Таков предусмотренный Творцом порядок, благодаря которому мы уверены, что куст роз произведет нам розы, а не помидоры, - это позволяет земледельцам выращивать урожай и кормить людей. Воспроизведение "по роду своему" противоречит теории эволюции, согласно которой весь растительный мир на земле развился из одной живой клетки.
Интересно и важно отметить, что по повелению Божьему сотворены были уже взрослые плодоносящие деревья. Яблоне, например, обычно необходимо несколько лет, чтобы начать плодоносить. Бог сотворил деревья, уже способные к воспроизводству. Если бы в третий день творения срубить одно из таких деревьев и сосчитать кольца, то трудно было бы поверить, что дереву от роду несколько часов. Бог создал Свои творения - как одушевленные, так и неодушевленные - в их взрослом состоянии, они имели видимость возраста.
Подобно искусному мастеру, Бог обозрел все, только что им сотворенное, и остался доволен. "И увидел Бог, что это хорошо". Все было совершенно в Божьем творении. Наступила ночь, и когда с утреннею зарей рассеялся мрак, то подошел к концу третий день мировой истории.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
14 И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;
15 и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так.

Да будут светила на тверди небесной (для освещения земли и) для отделения дня от ночи. Здесь космогоническое видение о новом миротворческом периоде, в который земля обособилась от солнечной системы. Самый библейский рассказ об этом опять-таки ведется приспособительно к младенческому мировоззрению первобытного человека: так, светила представляются как бы утвержденными на наружной небесной тверди, какими они, действительно, и рисуются в нашем обыденном, ненаучном представлении. Здесь впервые указывается действующая причина разграничения суток на день и ночь, состоящая во влиянии светил. Этим самым как бы дается косвенное подтверждение той мысли, что три предшествующих дня творения не могли быть, следовательно, обычными астрономическими сутками, а что такой характер в библейском повествовании они получили уже впоследствии, в качестве известных определенных моментов космогонического видения. Библия указывает нам троякое назначение небесных светил: во-первых, они должны разделять день от ночи, причем солнце должно было сиять днем, луна же и звезды — светить ночью; во-вторых, они должны служить регуляторами времени, т.е. различные фазы солнца и луны должны были показывать периодическую смену месяцев и сезонов года; наконец, их ближайшее назначение в отношении земли состоит в том, чтобы освещать ее. Первое и последнее назначение небесных светил совершенно ясны и понятны сами по себе, среднее же требует некоторого разъяснения.
Для знамений. Под этими знамениями отнюдь не следует разуметь какого-либо суеверного почитания небесных светил или подобных же астрологических гаданий, бывших в широком распространении у народов древнего Востока и жестоко осуждаемых в избранном народе Божьем (Втор 4:19; 18:10). Но это, по толкованию блаж. Феодорита, значит то, что фазы луны, равно как время восхода и захода различных звезд и комет, служили полезными руководственными указаниями для земледельцев, пастухов, путешественников и моряков (Быт 15:5, 37:9; Иов 38:32-33; Пс 103:14-23; Мф 2:12; Лк 21:25). Очень рано фазы луны и положение солнца стали служить знаками разделения года на месяцы и объединения последних во времена года — весну, лето, осень и зиму (Пс 73:16-17). Наконец, впоследствии фазы луны, в особенности новолуние, стали играть очень видную роль в цикле священных библейских времен или древнееврейских праздников.
16 И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды;
И создал Бог два светила великие. Хотя эти великие светила и не названы здесь по имени, но из всего контекста повествования, равно как из соответствующих относящихся сюда библейских параллелей (Пс 103:19; 73:16; 85:7-9; 148:3-5; Иер 31:35), совершенно ясно, что здесь разумеются солнце и луна. Но если такое название вполне оправдывается и наукой в преложении к солнцу как астрономическому центру всей мировой системы, то оно совершенно не выдерживает научной критики в отношении луны, которая по точным данным астрономии представляет собой одну из сравнительно малых планет, далеко уступающих в этом отношении даже земле. Здесь мы имеем новое доказательство того, что Библия не излагает положений науки, а говорит языком сынов человеческих, т.е. языком обыденного мышления, опирающегося на непосредственные чувственные восприятия, с точки зрения которых солнце и луна действительно представляются самыми крупными величинами на небесном горизонте.
И звезды. Под общим именем звезд разумеются тут все те миллионы иных миров, которые, будучи удалены от нашей Земли на огромные пространства, рисуются нашему невооруженному взору лишь в виде маленьких светящихся точек, рассеянных по всему небосклону. Недаром созерцание величественного небесного свода умиляло и вдохновляло многих ветхозаветных библейских писателей к прославлению премудрости и благости Творца (Пс 8:3-4; 18:1-6; Иов 38:31-33; Ис 40:21,22,25-26; 51:13; 66:1-2; Иер 33:22; Откр 5:8 и др.).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
17 и поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю,
18 и управлять днем и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что [это] хорошо.
И управлять днем и ночью. Творец, как говорит Псалмопевец, луну и звезды положил в область ночи» (Пс 85:7), восход же солнца определил быть началом трудового дня для человека (Пс 103:22-23). Еще яснее выражает эту мысль пророк Иеремия, прославляя Господа Вседержителя как «давшего солнце в свете дня, луну же и звезды на свет ночи» (Иер 31:35).
19 И был вечер, и было утро: день четвёртый.
Светила излучают эл.маг. колебания строго своих частот и могут быть использованы для управления живыми существами (волки воют на Луну). Это заметили халдеи - жители Вавилона. В результате длительных наблюдений появилась халдейская наука астрология и гороскопы. Бог осудил халдеев, разрушил Вавилон - столицу язычества и обещает наказать гадателей, лжепророков, чародеев, экстрасенсов и тех, кто общается с загробным миром, вызывая души умерших для совместных молитв.
Появление деревьев и другой растительности потребовало изменения света, сотворенного в первый день. Поэтому Бог произвел светила. "И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью". Бог установил два великих светила на тверди для чередования дня и ночи. Хотя мы знаем, что наше солнце гораздо меньше других звезд, Моисей описывает все с точки зрения человека, живущего на земле, факты показаны им так, как они воспринимаются нашими органами чувств.
Кто-то, быть может, сочтет странным, что в рассказе о сотворении мира светила не названы солнцем и луной. Причина может крыться в том, что в древности многие соседние с израильтянами народы Ближнего Востока почитали солнце, луну, звезды и планеты в качестве богов, управляющих людьми. Древние народы также занимались астрологией, они верили, что планеты и звезды до мельчайших деталей определяют течение жизни на земле. Господь хотел уберечь Своих детей от поклонения небесным светилам. Он также не желал, чтобы Его народ верил в судьбу, зависящую от движения звезд. Поэтому Он указал точную функцию этих носителей света.
Главной их задачей было отделение дня от ночи. Кроме того, они должны были служить для различения времен года, дней и лет. И, наконец, им надлежало освещать землю.
Итак, закончился четвертый день - первый день, регулируемый небесными светилами. И этот день описан, подобно предыдущим трем, как состоящий из дня и ночи, - именно в таком порядке. Этот день, подобно всем дням творения, был обычным днем, как мы его понимаем сейчас.
20 И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной.
Да произведет вода. Термин «вода», как это очевидно из контекста, употреблен здесь в более общем и широком смысле — означает не только обычную воду, но также и воздушную атмосферу, которая, как это уже известно, на языке Библии также называется «водою» (6-7 ст.). Здесь так же как и раньше (11 ст.) в самом образе библейского выражения — «да произведет вода» (или, как следует точнее перевести с подлинника, «да размножатся в водах»), опять-таки сохранился намек на участие и естественных агентов в творческом процессе, в данном случае — воды и воздуха как той среды, в которой Творец определил жить и размножаться соответствующем родам животной жизни.
Пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят. Появление растений в третий день было началом органической жизни на земле, но еще в самой несовершенной, первичной ее форме. Теперь, в полном согласии с данными науки, Библия отмечает дальнейшей ход развития на земле этой жизни, именно указывает на появление двух обширных, родственных между собою животных классов: на обитателей водной стихии и на царство пернатых, наполняющих воздушное пространство. Первый из этих классов в евр. подлиннике назван шерец, что не означает только «пресмыкающихся или водяных гадов», как это переводят наши русский и славянский тексты, но заключает в себе также и рыб, и всех вообще водяных животных (Лев 11:10). Равным образом и под «птицей пернатой» разумеются не «только птицы, но и насекомые, и вообще все живые существа, снабженные крыльями, хотя бы они в то же время не лишены были способности и ходить и даже на четырех ногах (Лев 11:20-21).
Если, как мы отметили выше, в предшествующем стихе сохранилось некоторое указание на действие естественных сил в процессе зарождения новых видов животной жизни, то настоящий стих не оставляет сомнения в том, что все эти так называемые естественные акты в конце концов имеют свой сверхъестественный источник в Боге, Который один только и есть Творец всего, в строгом смысле этого слова.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
21 И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что [это] хорошо.
Рыб больших. Славянский текст называет их «китами» великими, ближе к подлиннику, в котором стоит слово танниним, которое вообще означает водяных животных огромного размера (Иов 7:12; Пс 73:13; Иез 29:4), больших рыб, в том числе и китов (Пс 103:25; Иер 51:34; Ин 2:11), большого змея (Ис 27:1) и крокодила (Иез 29:3), — словом, весь класс больших земноводных или амфибий (Иов 41:1). Этим самым дается выразительное указание на то, что изначальные виды земноводных и пернатых отличались исполинскими размерами, что подтверждается и данными палеонтологи, открывающей целый обширный класс вымерших допотопных животных поражающих своими колоссальными размерами (ихтиозавры, плезиозавры, исполинские ящерицы и т. п.).
22 И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле.
И благословил их Бог, говоря. Появление первой настоящей жизни (животной в отличие от растительной) отмечается особым чрезвычайным актом Творца — Его благословением. В силу этого творческого благословения, все новосотворенные Им твари получают способность к размножению «по роду своему», т.е. каждый из видов животных — к воспроизведению себе подобных.
Плодитесь и размножайтесь. С еврейского подлинника оба эти слова имеют одно и то же значение, а самое соединение их, по свойству еврейского языка, указывает на особое усиление заключенной в них мысли об естественном размножении живых существ путем рождения.
И птицы да размножаются на земле. Тонкая новая черта: раньше стихией птиц был назван воздух, как область, в которой они летают (20 ст.), теперь добавляется еще и земля, на которой они вьют свои гнезда и живут.
23 И был вечер, и было утро: день пятый.
24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

Да произведет земля. Здесь снова, как и в двух предшествующих случаях (11 ст., 20 ст.), указывается на некоторое влияние естественных сил природы, в данном случае непосредственно земли.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что [это] хорошо.
И создал Бог зверей земных по роду их, и скот породу его, и всех гадов земных по роду их. Общее понятие «души животной» здесь дробится на три основных вида: первый из них «животные земли» — это дикие животные или звери полей и лесов, каковы, например, дикая кошка, рыси, медведи и все др. звери пустыни (Пс 79:14; 103:20-21; 49:10; 78:2; Ис 43:20). Второй вид этих животных обнимает довольно значительный класс домашних животных, т.е. прирученных человеком, куда относятся: лошади, волы, верблюды, козы и вообще весь как крупный, так и мелкий домашний скот (Быт 34:23; 36:6; 47:18; Чис 32:26); в обширном же смысле сюда включаются иногда и более крупные из диких животных, например, слон и носорог (Иов 40:15). Наконец, третий класс этих животных составляют все те, которые пресмыкаются по земле, ползают по ней или имеют настолько короткие ноги, что, ходя по земле, как бы стелятся по ней; сюда относятся все змеи, черви (Лев 11:42), ящерицы, лисицы, мыши и кроты (Лев 11:29-31). Иногда, в более краткой и менее строгой речи, все три вышеуказанных класса земных животных объединяются в одном первом из них, именно в понятии «зверей земных» (Быт 7:14). Все эти животные разделялись на два пола, что видно как из их способности к размножению каждого сообразно его роду, так и из того, что пример их жизни открыл глаза первому человеку на его печальное одиночество и, таким образом, послужил поводом к сотворению подобной ему помощницы-жены (2:20).
Живые существа имеют тело и систему управления: датчики информации - глаза, уши, ...; систему обработки информации на эл. сигналах - мозг; систему памяти (воля) на хим. основе - гипофиз. Это самообучающаяся система названа живой душой. Наука установила, что не каждый отдельный вид животного возникал самостоятельно, следовательно Сверхпрограммист создающий программы менял, что-то в них. Чарлз Дарвин это заметил, но объяснил это по-своему, придумав специальную теорию эволюции, которая получила очень широкое распространение в ХХ веке, хотя не имела ни одного вещественного доказательства. Удивительный факт материалистической эпохи. Перед смертью Дарвин раскаялся и принял христианство.
С тремя несовершенствами, присущими первоначальному Божьему творению, теперь покончено. Вместо тьмы - звезды и планеты заполнили все небо. Вместо безвидной, бесформенной массы - упорядоченная, хорошо организованная вселенная. И водам, делавшим землю непригодной для обитания, теперь положены пределы, - частью они заключены вверху, на небе, частью по установленным береговым линиям, частью под землей. Теперь Бог обратился еще к одному, четвертому несовершенству.
При сотворении вселенная была пуста, безжизненна. Этому настал конец. Слово, сошедшее с уст Бога, наполнило воды разнообразными морскими животными - от мелких рыб до огромных голубых китов,- а небо - птицами. Творец наделил каждый вид способностью давать жизнь следующему поколению, и опять же - "по роду своему". И это Божье ограничение не допускает появления новых видов, как утверждается теорией эволюции. В теории эволюции все основано на мутациях. Но исследования в области генетики доказывают, что мутации, затрагивающие репродуктивные клетки, снижают жизнеспособность и не порождают новых видов.
Птицы и морские твари способны к размножению, потому что "благословил их Бог". И это Божье благословение не было просто благим пожеланием, оно было действенно - позволило творению быть тем и производить то, к чему Бог его предназначил. Словами: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле" - Бог не просто выразил пожелание, но даровал Своим творениям способность, а также стремление размножаться, чтобы повеление Его исполнялось.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
I Этап - невинность Адама

Шестой день недели творения был днем напряженным и благословенным, так как творение Божье достигло вершины. Сначала Бог сотворил "зверей земных", которых Моисей делит на три категории: скоты (те, кого можно приручить и сделать домашними), гады - пресмыкающиеся, живущие и перемещающиеся близко к земле (рептилии, насекомые, черви), и дикие животные (имеющие свободу передвижения). Эта классификация не задумана как исчерпывающая - в ней просто подчеркиваются определенные характеристики. В Быт. 2:19 мы узнаем, что Бог использовал для сотворения животных землю. И опять Творец высказал одобрение по поводу этого нового этапа Своего творения
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
"Сотворим человека". По мнению ряда древних толкователей, Бог обращается к "сынам Божиим", т.е. к ангельским существам (см Иов 2:1). Однако Отцы Церкви усматривают здесь и в других подобных текстах ВЗ прикровенное указание на тайну Пресвятой Троицы. Человек (евр "адам") означает не просто первого по времени человеческого индивидуума, но все человечество как духовное целое (Иов 14:1; Екк 2:12; Пс 103:14; Пс 93:11). По учению св. Григория Нисского, Адам- не собственное имя, а наименование "всечеловека", который содержал в себе, в потенции, всех людей. Близко к этому мнение Тертуллиана (О душе, XX) и бл. Августина (О граде Божием, 14, 27). Примечательно, что после создания Адама люди получают образ и подобие Божие уже через него (Быт 5:3). Под "образом" (kat'eikona) святые Отцы разумеют заложенные в человеке духовные потенции, благодаря которым человек есть поистине живой образ Бога и коренным образом отличается от животного. Утверждение о такой связи с Богом подготавливает НЗ-ное откровение; человек "соделывается причастником Божеского естества" (2 Петр 1:4). Образ не есть нечто статическое: человек должен стать образом, который ему дан и задан. "По подобию" (kat'dmoiosin) - сходство приобретается при участии свободной воли человека.
"Да владычествуют они" - указание на царственное положение человека в мире.
И сказал Бог: сотворим человека. Из этих слов видно, что прежде чем сотворить человека, это новое и удивительное создание, Бог держал с кем-то совет. Вопрос о том, с кем может совещаться Бог, стоял еще перед ветхозаветным пророком: «кто уразуме ум Господень, или кто советник Ему бысть?» (Ис 40:13-14; Рим 11:34) и лучший ответ на него дан в Евангелии Иоанна, где говорится о Слове, искони бывшем с Богом и в союзе с Ним создавшем все (Ин 1:2-3). Этот Логос, предвечный Сын Божий, называется «великим Советником» еще у того же пророка Исаии (9:6). В другом месте Писания Он, под видом Премудрости, прямо изображается ближайшим участником Бога-Творца во всех местах Его творения, в том числе и в деле создания «сынов человеческих» (Притч 8:27-31). Еще больше поясняют эту мысль те толкователи, которые данный совет относят к таинству воплощенного Слова, благоволившего воспринять телесную природу человека в единстве со Своей божественной природой (Флп 2:6-7). По согласному мнению большинства св. Отцов, рассматриваемый здесь божественный совет происходил с участием и Св. Духа, т.е. между всеми лицами Пресвятой Троицы (Ефрем Сирин, Ириней, Василий Великий, Григорий Нисский, Кирилл Александрийский, Феодорит, Августин и др.).
Что касается содержания этого самого совета, то именем его, по объяснению митрополита Филарета — следственно и действованием советования, изображается в Св. Писании Божье предвидение и предопределение (Деян 2:23), т.е. в данном случае — осуществление мысли о создании человека, от века существовавшей в божественном плане мироздания (Деян 15:18). Таким образом, здесь мы находим один из самых древнейших следов существования в допотопном мире тайны троичности, но затем она, по мнению лучших толковников, была помрачена в сознании первых людей вследствие грехопадения, а потом, после вавилонского столпотворения, и вовсе надолго исчезла из сознания ветхозаветного человечества, от которого она была даже намеренно скрываема по педагогическим целям, именно, чтобы не подавать евреям, всегда склонным к многобожию, лишнего соблазна в этом отношении.
Человека. В тексте подлинника стоит здесь слово adam. Когда это слово употреблено без члена, то не выражает собою собственного имени первого мужа, а служит лишь нарицательным обозначением «человека» вообще; в этом смысле оно одинаково прилагается как к мужчине, так и к женщине (5:2). Как это видно из последующего контекста, в таком именно смысле употреблено это слово и здесь — обозначая всю первозданную чету, которой и преподаются божественные благословения к размножению и владычеству над природой (27 ст.). Употребляя единственное число нарицательного понятия «человек», бытописатель тем самым яснее оттеняет истину единства человеческого рода, о которой и писатель кн. Деяний говорит: «Бог от единыя крови сотворил есть весь язык человечь» (Деян 17:26).
По образу Нашему, (и) по подобию Нашему. Здесь употреблены два родственных по значению слова, хотя и заключающие в себе некоторые оттенки мысли: одно означает идеал, образец совершенства; другое — реализацию этого идеала, копию с указанного образца. «Первое (по образу), — рассуждает св. Григорий Нисский, — мы имеем по сотворению, а последнее (по подобию) мы совершаем по произволению». Следовательно, образ Божий в человеке составляет неотъемлемое и неизгладимое свойство его природы, богоподобие же есть дело свободных личных усилий человека, которое может достигать довольно высоких степеней своего развития в человеке (Мф 5:48; Еф 5:1-2), но может иногда и отсутствовать совершенно (Быт 6:3,13; Рим 1:23; 2:24).
Что касается самого образа Божия в человеке, то он отображается в многоразличных силах и свойствах его сложной природы: и в бессмертии человеческого духа (Прем 2:23), и в первоначальной невинности (Еф 4:24), и чистоте (Еккл 7:29), и в тех способностях и свойствах, которыми наделен был первозданный человек для познания своего Творца и любви к Нему, и в тех царственных полномочиях, которыми обладал первый человек по отношению ко всем низшим тварям (27,29) и даже в отношении к своей собственной жене (1 Кор 11:7), и, в особенности, в тройственности своих главных душевных сил: ума, сердца и воли, служившей как бы некоторым отображением божественного триединства (Кол 3:10). Полным и всесовершенным отражением божественного образа Писание называет лишь только Сына Божия (Евр 1:3; Кол 1:15); человек же был сравнительно очень слабой, бледной и несовершенной копией этого несравненного образца, но однако он стоял в несомненной родственной связи с Ним и отсюда получил право на название Его рода (Деян 17:28), сына или чада Божия (Лк 3:38), а также и прямо — «образа и славы Бога» (1 Кор 11:3).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
"Мужчину и женщину сотворил их" - мужчина и женщина, оба сотворенные по образу Божию, обладают одинаковой человеческой природой. И как между Богом и человеком существует общение любви (соотношение Творца и творения), так и в отношениях между мужчиной и женщиной любовь - не отчуждение, а открытие себя другому.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. В самом повторении параллельных помятей — «по образу Своему», «по образу Божию» нельзя не видеть некоторого намека на участие различных Лиц Св. Троицы в акте творения человека, главным образом на Бога-Сына, бывшего Его непосредственным совершителем (по образу Своему). Но, в силу того, что Сын является сиянием славы Божьей и образом Ипостаси Его, творение по Его образу было вместе с Тем и творением по образу Бога-Отца (по образу Божию). Обращает здесь на себя внимание также и то, что человек сотворен лишь «по образу» Божию, а не добавлено и «по подобию», чем окончательно утверждается правильность вышеуказанного нами мнения, что только один образ Божий составляет врожденное свойство его природы, богоподобие же — нечто отличное от сего и состоит в той или другой степени свободного, личного человеком развития свойств этого божественного образа по пути их приближения к Первообразу.
Человека... мужа и жену сотворил их. Ошибочно толкуя данное место, некоторые (особенно раввины) хотят видеть в нем основания для теории андрогинства первого человека (т.е. совмещения в одном лице мужского и женского пола). Но это заблуждение всего лучше опровергается стоящим здесь же местоимением «их», которое в том случае, если бы речь шла об одном лице, должно было бы иметь форму единственного числа — «его», а не «их» множ. число.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
Теперь все было готово к созданию вершины Божьего творения. Он сказал: "Сотворим человека". Задолго до того, как люди помыслили о Боге, Он подумал о нас и замыслил для нас жизнь вместе с Ним в качестве членов Его семьи.
Бог приступил к созданию венца Своего творения совершенно иначе, чем Он созидал до этого. Теперь Он не просто повелевал: "Да будет!" Перед сотворением первого человека Бог торжественно помедлил. Читатель заметит множественное число (сотворим... по образу Нашему, по подобию Нашему). Новый Завет ясно свидетельствует, что три Лица Святой Троицы активно участвовали в сотворении мира. Описывая картину сотворения мира, Моисей последовательно употреблял язык, полностью соответствующий тому, что Бог впоследствии откроет нам о трех Лицах единого Божества.
Бог ясно указал, для чего Он создал высшее творение - человека. Человек должен владычествовать над всем остальным творением Божьим, "над всею землею". Этот Божественный замысел относительно человечества ясно показывает, что Божьи творения, люди, не являются одной из разновидностей животных. Человек - мужчина и женщина - совершенно определенно отличается от животных, отделен от них для выполнения иной роли, отличной от той, которую Творец установил для низших творений. Человек должен был управлять Божьей землей. Все земные богатства были отданы в его распоряжение. Когда Бог благословил людей (Быт.1:28), Он повелел им обладать землей, править ею.
Грехопадение сильно изменило это владычество над Божьим творением. Сотворенный мир уже не всецело подчиняется грешному человечеству. Животные нападают на человека и убивают его. Человек тонет в воде и, в конце концов, земля поглощает его. Но Свое повеление относительно земли: "Обладайте ею и владычествуйте над нею" - Бог никогда не отменял. [Однако, в соответствии с древнееврейским текстом, внес определенные коррективы, - человек из полноправного властителя становится тираном (см. Быт. 9:1,2).]
"И сотворил Бог человека по образу Своему". Интересно, что здесь третий раз на протяжении всей главы Моисей употребляет глагол "сотворил". Древнееврейский глагол [bara], переводимый на русский язык как "сотворить", применяется только когда Бог Сам является Творцом и только для описания действия уникального и беспрецедентного. Ранее Моисей обращался к этому глаголу только при описании сотворения Богом вселенной (1:1) и первых живых существ, передвигающихся свободно (1:21). Здесь этот глагол употребляется для описания венца Божьего творения. Еще раз повторим, что сам по себе глагол "сотворить" не имеет значения "сделать из ничего". Для сотворения Адама Бог все же использовал землю.
Чтобы первые люди могли выполнить свое великое предназначение - владычествовать над Его землей, Бог сотворил их по образу и по подобию Своему. В этом и заключается окончательное доказательство того, что сотворенный Богом человек - мужчина и женщина - является высшим Божьим творением. Некоторые понимают под образом Божьим лишь такие качества, как доброта, совесть, интеллект. Но очевидно, что в Писании подразумевается нечто другое. (Даже после того как Адам и Ева, согрешив, утратили Божий образ, они сохранили свою личность и не лишились интеллекта.) Образ Божий не может означать физического подобия Богу, поскольку Бог есть Дух. Новый Завет описывает Божий образ как обладание особым знанием того, что источником всякого благословения является Бог (Кол.3:10). В Новом Завете говорится об образе Божьем как о святости, об отсутствии греховности (Еф. 4:24).
В понимании этого вопроса помогает описание влияния образа Божьего на личности Адама и Евы - на их разум, чувства и волю (желания). В отличие от того, какими мы приходим в этот мир, - невежественными, не имеющими совершенного знания, - Адам и Ева разумом прекрасно понимали, чего хотел от них Бог. Когда они имели образ Божий, их чувства были созвучны воле Божьей - величайшее счастье находили они в ней. И, в отличие от той непокорной воли, с которою каждый из нас приходит в этот мир, их воля всегда пребывала в совершенном согласии с Богом - чего желал Он, к тому стремились и они. Каждое их побуждение и желание было созвучно Божьей благой воле. Сотворенные по образу Божьему, они были человеческой копией образа Божьего.
Мы знаем, что эти прекрасные отношения с Богом прервались, когда Адам и Ева усомнились в Божьей любви, нарушили Его волю и увлекли за собой все человечество. Все потомки Адама и Евы, за единственным исключением, пришли в мир, имея греховный образ - разум, не ведающий о Божьей воле, радостные чувства по поводу вещей и дел, не угодных Богу, и волю, направленную против благой и милостивой Божьей воли. Однако Новый Завет приносит нам чудесную весть, что через веру во Христа в грешнике возрождается образ Божий и возобновляется та драгоценная связь с Богом, в которой обретали счастье Адам и Ева.
Пока мы живем в падшем мире, образ Божий восстанавливается в нас через веру лишь отчасти. Новой природе, сотворенной в нас Святым Духом, приходится сосуществовать с природой греховной, унаследованной нами от прародителей. Но Апостол Иоанн уверяет нас, что "когда откроется [т.е. явится Христос], будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть"(1 Иоан.3:2). Когда верующий входит в вечную жизнь, образ Божий восстанавливается в нем полностью.
"Мужчину и женщину сотворил их"( то есть сотворил их мужчиной и женщиной). И сразу же после этих слов (ничего подобного, между прочим, не говорится о животных) сообщается, что Бог даровал первым двум сотворенным им людям благословение: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю".
Иисус указал на эти слова в разговоре с фарисеями, что записано в Евангелии от Матфея 19:4-6. При этом Иисус ясно показал, что рождение человеческого потомства - не просто биологический факт, результат связи мужчины и женщины. В Божьем понимании (и того же Бог ожидает от нас), зачатие и рождение должны происходить всегда только в браке, когда мужчина и женщина дают друг перед другом обязательства на всю жизнь. В ответе Иисуса фарисеям объединены цитаты из Книги Бытие главы 1 и 2: "Не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину (т.е. мужчиной и женщиной) сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает". В отличие от животных, размножающихся путем случайного спаривания, мудрый Творец повелел человеческому потомству рождаться в брачном союзе двух людей, имеющих пожизненные обязательства. Тот факт, что в нашем обществе почти половина всех браков заканчивается разводом, не меняет явленную нам Божью волю относительно брака. И еще одно ясно. За Богом последнее слово в истории, как первым было Его слово при сотворении мира.
Важно помнить, что первые люди вышли из руки Творца не полуживотными, а царственными особами, неограниченно властвующими над всем Божьим творением. Поскольку из-за греха мы утратили это владычество, - нам трудно понять, что оно означало для Адама и Евы. В падшем мире, в котором мы живем, власть обычно бывает связана с насилием и часто - с эксплуатацией. Два совершенных дитя Божьих должны были править всем творением Божьим, - но не подчиняя мир ради собственной выгоды, а возделывая и сохраняя его для Бога. Потому христиан, осознающих себя распорядителями мира, волнует растрата мировых природных ресурсов и злоупотребление ими.
Сила творческого благословения, однажды уже преподанного раньше низшим животным, относилась лишь к их размножению; человеку же даруется не только способность размножения на земле, но и право обладания ею. Последнее является следствием того высокого положения, которое человек, будучи отобразом Бога на земле, должен был занять в мире.
Творец, по словам Псалмопевца, что повторяет и апостол, «славою и честью венчал человека и поставил его над делы руку Своею: вся покорил еси под нозе его; внегда же покорити ему всяческая, ничто же остави ему не покорено» (Пс 8:5-7; Евр 2:7-9). Это одно из лучших выражений мысли о величии и красоте первозданного Адама (т.е. человека), восстановленного в своем, утраченном через грехопадение, первобытном достоинстве, вторым Адамом — Господом нашим Иисусом Христом (Евр 2:9-10).
Самое господство человека над природой должно понимать и в смысле употребления человеком на пользу свою различных естественных сил природы и ее богатств, и в смысле прямого служения ему со стороны различных видов животных, исчисляющихся здесь лишь в порядке их последовательного происхождения и по самым общим их группам. Прекрасно выражена эта мысль в следующих вдохновенных строках Иоанна Златоуста: « Как велико достоинство душ! Через ее силы строятся города, переплываются моря, обрабатываются поля, открываются бесчисленные искусства, укрощаются дикие звери! Но что важнее всего — душа знает Бога, Который сотворил ее и различает добро от зла. Один только человек из всего видимого мира воссылает молитвы к Богу, получает откровения, изучает природу небесных вещей и проникает даже в божественные тайны! Для него существует вся земля, солнце и звезды, для него отворены небеса, для него посылались апостолы и пророки, и даже сами ангелы; для его спасения, наконец, Отец ниспослал и своего Единородного Сына!»
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам [сие] будет в пищу;
"Обладайте... Я дал вам" - человеку дается повеление хранить и благоустраивать созданный Богом мир.
30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, [дал] Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
Вот древнейшее известие о первобытной пище человека и животных: для человека служили различные травы с их кореньями и деревья с их плодами, для животных же — травная зелень. Основываясь на умолчании бытописателя о мясе как предмете пищи, большинство комментаторов полагает, что оно в первое время до потопа или, по крайней мере, грехопадения, не было в употреблении не только у людей, но даже и у животных, среди которых, следовательно, не было хищных птиц и зверей. Первое известие о введении мяса и вина в пищу человека относится к эпохе после потопа (Быт 9:3). Нельзя не усмотреть также в этом особенного божественного помышления о всех вновь сотворенных существах, выразившееся в заботе об их хранении и поддержании их жизни (Иов 39:6; Пс 103:14-15,27; 135:25; 143:15-16; Деян 14:14 и др.).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.
Заключительная формула божественного одобрения всего дела творения существенно разнится по степени своей силы от всех остальных, ей предшествовавших: если раньше, по сотворении различных видов растений и животных, Творец находил, что создание их удовлетворяло его и было «хорошо» (4, 8, 10, 12, 18, 21, 25 ст.); то теперь, окидывая одним общим взором всю картину уже законченного творения и видя его полную гармонию и целесообразность, Творец, как говорит Псалмопевец, возвеселился о своем творении (Пс 103:31) и нашел, что оно, рассматриваемое в целом, «весьма хорошо», т.е. вполне отвечает предвечным планам божественного домостроительства о создании мира и человека. — День шестый. Этот день был последним актом космогонического видения заключением всего творческого шестоднева. Глубоко историческая древность библейской космогонии подтверждается довольно согласными следами ее, сохранившимися в языке древности (argumentum ex consensu gentium). В ряду их особенное значение и ценность имеют древнейшие предания халдеев, обитателей Ура Халдейского, откуда впоследствии вышел и сам Авраам, родоначальник еврейского народа. Эти традиции халдеев имеются у нас в отрывочных записях халдейского жреца Бероза (в III в. до Р. Х.) и, что еще гораздо ценнее, в недавно открытых клинообразных табличках так наз. «халдейского генезиса» (в 1870 г. английским ученым Георгом Смитом). В последнем мы имеем поразительную по своей близости (хотя и проникнутую политеизмом) параллель к библейской истории творения: здесь то же, как и в Библии, деление на шесть последовательных актов, из которых каждому посвящается своя особая таблица, приблизительно то же содержание каждой из этих таблиц, как и в истории каждого из библейских дней, та же их общая последовательность и — что особенно любопытно — одни и те же характерные приемы, выражения и даже отдельные термины. Ввиду всего этого сравнение библейской космогонии с данными халдейского генезиса получает высокий интерес и великую апологетическую важность (подробнее об этом см. в диссертации А. Покровского «Библейское учение о первобытной религии», с. 86-90).
Для Бога, стоящего над временем, мир прекрасен, ибо созерцается Им в своей окончательной завершенности.
Ст. 27 перевод с древнееврейского : "И сотворил Бог человека по образу Своему, сотворил его мужчиной и женщиной по образу Божьему" Иисус приоткрыл завесу духовного мира - духовные существа и Бог бесполые, вероятно когда Бог сотворил человека по образу Своему, по подобию Божьему, человек объединял в себе признаки двух полов, он был совершенен, мог производить себе подобных каким-то, м.б. вегетативным, способом. Вообще "по образу Своему" надо понимать духовно, что не тем похож человек на Бога, что у него усы глаза, борода, ноги как у Бога, а тем, что у человека, как у Бога, бессмертный дух, способный придумывать новое, способный творить, также человек приобрел одно из качеств самого Бога - свобода выбора. Вероятно и растения, и животные были однополые, как одноклеточные существа ( амебы, инфузории ), вспомним также папоротник, который относится к древним растениям - он объединяет клетки двух полов. Человек был травоядный. Определена возможность человека переваривать травоядную пищу. Человек поставлен царем природы. Хищников не было. Весь материальный мир создан для развития творческих способностей человека - его духа творчества. Человек имеет тело, систему управления - живую душу и дух которым напрямую связан с Богом - Духовным Существом. Бог дал первый Завет. Бог хочет чтобы люди росли духовно, развивали свою любовь ухаживая за растениями, животными, землей, водой и т.д. развивали в себе чувство гармонии, любуясь небом, горами, лесами, цветами, слушая птиц... Человек должен научиться ухаживать за своим несовершенным телом, физкультурой и гигиеной стараясь придать ему совершенную форму. Человек также должен развивать свое творческое начало, чтобы когда он умрет - "испустит дух" и предстанет перед Великим Творцом, Бог смог бы привлечь его к Своему Творчеству. Люди должны самостоятельно решать задачи, возникающие в жизни - это развивает мышление - в этом суть второй заповеди. Люди должны рожать и сами воспитывать своих детей не перекладывая этот труд на школу и прочие организации, короче на государство. Это укрепляет семью и охраняется 6 заповедью. Если человек в своей земной жизни заботится только о плотских удовольствиях : вкусная еда, вина, секс ..., засоряет разум и "убивает" время детективами, сериалами фильмов, не оставляя времени и сил для самообразования, или дурманит голову алкоголем, никотином и др. наркотиками, становится рабом своего тела, он отходит от Творца и скорее всего не получит в подарок благодать - веру. Которую, развивая, можно спастись.
При сотворении Бог установил для человека и животных вегетарианскую диету. Он дал им в пищу "всякую траву, сеющую семя... всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя". Многими годами позднее, после всемирного Потопа, Бог разрешил Ною и его семье употреблять в пищу зверей земных, птиц небесных и рыб морских. "Как зелень травную даю вам все", - сказал Бог Ною (Быт. 9:3).
Означает ли это, что все время от сотворения мира до Потопа люди были вегетарианцами? Писание не дает прямого ответа на этот вопрос. Привлекает внимание тот факт, что Бог сделал для Адама и Евы одежды из шкур животных, которых перед тем надо было убить, то же самое можно сказать и о жертвоприношении Авеля Богу. Вспомним также, что во время всемирного Потопа (Быт.7:12) Ной отличал "чистых" животных от "нечистых" (т.е. пригодных для пищи и жертвоприношений и непригодных). Возможно ли, что мясо животных употребляли в пищу до Потопа? Поскольку Бог ничего определенного об этом нам не сказал, оставим вопрос без ответа.
Ночь покрыла этот богатый событиями шестой день творения. И когда через некоторое время просияла заря нового дня, шестой день стал достоянием истории. Бог обозрел все Свое творение и остался доволен увиденным. Все, сотворенное Им, в отдельности было совершенным и вместе составляло гармоничное целое. Все чудесным образом соответствовало тому замыслу, который Бог вложил в каждое творение.
В вынесенном Богом вердикте: "Хорошо весьма" - верующий вновь видит противоречие между библейским описанием сотворения мира и эволюционной теорией его происхождения. Писание показывает историю мира в его движении от первоначального совершенства к последующему несовершенству. Эволюционисты же переворачивают все наоборот, утверждая, что развитие мира от первоначального несовершенства постепенно движется к совершенству. Необходимо твердо осознать, что эти две точки зрения несовместимы. Во введении к серии проповедей о сотворении мира Мартин Лютер заметил следующее: "Когда Моисей пишет, что Бог сотворил небо и землю в шесть дней, так оно и есть... Если же вы не в состоянии понять, как это могло произойти в шесть дней, то воздайте должное Духу Святому - Он знает больше вас".
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Пока прервусь (хочу услышать ваш комментарий понравилось ли вам ). Мне очень нравиться, по этому и пишу.
 

Elchin

Пользователь
Регистрация
04.02.2014
Сообщения
1 331
Вероисповедание
Верующий в Иисуса Христа
вам вопрос про динозавров...как вы думаете и как вам открылось..динозавры жили в одно и тоже время с человеком ? размножались ли люди до грехопадения ? ваши записи это сборник высказываний людей и опыт людей и мнения..
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
про Динозавров: Эта гипотеза высказана в одной научной книги (моя ошибка, что я не делаю ссылок точнее не делал когда взял это) по моему американской. Люди до грехопадения (я считаю) не размножались было либо два человека Адам и Ева, либо еще первая женщина Лилит (первая жена Адама . Упоминается в некоторых ранних апокрифах христианства, не вошедших в библейский канон). Мой сборник высказываний людей и опыт людей и мнения: и так же мои мысли.


Я немного забежал вперед про динозавров и начал говорить про другие гипотезы, а Вы наверное спрашивали про
{ Для обсуждения : возможно Творец после растений создал животных - динозавров, которые были неуправляемые, т.к. не было светил, планет. О других гипотезах укажем ниже. }
- эта только моя мысль.
Та гипотеза будет упомянута, когда я буду писать про Ноя
 
Последнее редактирование:
Верх