Наше понимание Библии

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Глава 2

1 Так совершены небо и земля и все воинство их.
воинство - контингент - наполнение
"Воинство" означает в Писании ангельские силы или светила небесные.
Так совершены были небо и земля. Таким образом закончено, исполнено было дело сотворения всей вселенной.
И все воинство их, т. е. воинство неба и земли. Первое выражение довольно употребительно в Библии и служит обозначением или ангелов, окружающих небесный престол Бога-Вседержителя, очевидно, по аналогии со стражей вокруг трона земных владык (Нав 5:14; 3 Цар 22:19), или же — звезды, горящие на небесном своде и правильностью своего распорядка напоминающие стройные ряды войск (Втор 4:19; 17:3; 4 Цар 17:16; Ис 40:26; Иер 8:2; Дан 8:10 и др.). Выражение же «воинство земли» больше не встречается в Писании, хотя некоторая аналогия ему и имеется в кн. Неемии (Неем 9:6) и у пророка Исаии (Ис 34:1), где идет речь о высших представителях земли, т. е. о людях и животных. Таким образом, под «воинством неба и земли» разумеется все то, что есть высшего и лучшего в той и другой области и что, следовательно, служит как бы украшением каждой из них. Эту последнюю мысль прекрасно и выражают греческий LXX и латинский переводы Библии, где еврейское слово zeba (воинство) передано соответствующими ему синонимами, означающими «украшение».
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.
"Почил" - значит "перестал творить и производить из небытия в бытие" (свт. Иоанн Златоуст). Теперь дело человека творить историю, но все будет зависеть от того, сохранит ли он связь с Богом, так как и теперь каждый атом продолжает существовать лишь по воле Творца. О постоянном воздействии Бога на мир см Пс 103, в частности ст. 29.
И почил в день седьмый. Почил в евр. подлиннике выражено словом sabat. Отсюда, седьмой день недели, посвященный воспоминанию этого божественного покоя, сохранил за собой у евреев название субботы (у нас же значение этого дня перешло на воскресенье, причем заменено и само содержание воспоминания). Как же понять этот «покой» Божий, когда сам Господь наш Иисус Христос сказал: «Отец Мой доселе делает и Аз делаю» (Ин 5:17)? Ответ на это имеется в самом рассматриваемом нами тексте, где ясно указано то дело, от которого Бог почил в седьмой день: это, именно, Его творчески-образовательная деятельность шести предшествующих дней; «Бог почил от всего дела, которое Он делал» и речь о котором только что шла все время перед этим, — «перестал творить вещи, подобные только что сотворенным», как поясняет текст Библии арабский перифраз ее. «Бог почил, — говорит блаж. Августин, — от создания новых видов твари, потому что Он уже не творил больше какого-либо нового рода ее». «Почил, — говорит св. Иоанн Златоуст, — значит перестал творить и производить из небытия в бытие». Но, прекратив творчество, Бог никогда не оставлял Своей промыслительной деятельности по отношению к миру и человеку (Пс 103:28; Еккл 12:7; Ис 57:16; Иер 38:16; Неем 9:6; Ин 5:16,17; Деян 12:28; Евр 4:9-10; 1 Тим 6:13).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.
И благословил Бог седьмой день. «Когда день благословляется, — говорит м. Филарет, — тогда он поставляется причастным особого некоего блага, достойным радости и сохранения среди самых перемен времени», разумеется, добавим мы от себя, в силу важности и знаменательности соединенного с ним воспоминания.
И освятил его. Первое значение стоящего здесь в подлиннике евр. глагола заключает в себе мысль «об отделении» для какого-либо высшего предназначения и уже отсюда — об освящении, т. е. о назначении для святилища и Бога. В частности, освящение времен, по библейскому употреблению, есть назначение их для богослужения (4 Цар 10:20; Неем 8:9; Иона 1:14; 2:15-16 и др.). Это благословение и выделение седьмого дня, как дня благодарственно-радостного покоя, посвященного воспоминаю творения и прославления Творца, имело значение только для разумно-одаренных существ, т. е. людей, которые, вероятно, с этого времени начали соблюдение субботы, в подражание творческому покою Бога. Хотя, строго говоря, суббота характер определенной заповеди получила лишь в законодательстве Моисея (Исх 20:8; Втор 5:12), но существует целый ряд сильных доказательств, из которых видно, что в форме благочестивого обычая она практиковалась гораздо раньше Моисея и что происхождение ее в этом смысле чуть ли не современно самому началу человеческой истории (доказат. см. в диссертации А. Покровского. Библейское учение о первой религии, с. 49-53).
Перед нами замечательные заключительные строфы описания Моисеем сотворения мира. К сожалению, в наших Библиях эти три строфы отделены от предыдущего текста и являются начальными стихами второй главы. Фактически же, они представляют собой эффектную концовку описания сотворения мира и по справедливости относятся к первой главе. Следует помнить, что деление на главы и стихи отсутствовало в Библии, дарованной по вдохновению Божьему святым людям, писавшим ее. Разделение на главы было произведено в XIII столетии Стефаном Лангтоном, архиепископом Кентерберийским.
Ранее уже отмечалось, что Моисей разделил всю Книгу Бытие на 10 частей, или историй, каждую из которых он предварил словами: "Вот родословие [происхождение, toledot]..." Первое из этих десяти "родословий" начинается в Быт.2:4: "Вот происхождение [toledot] неба и земли, при сотворении их". Этот стих, очевидно, совершенно уместен в начале второй главы, а все что предшествует ей - по праву относится к первой главе.
"Так совершены небо и земля и все воинство их". Вселенная теперь сотворена. Звезды и планеты, наполняющие все небо, движутся по орбитам. Земля покрыта деревьями и другой зеленью. Поверхность земли, как и окружающие ее воды и небеса, населяют большие и малые Божьи творения. И правят всем этим по Божьей воле совершенный мужчина и совершенная женщина. Бог также завершил творение всего, что невидимо невооруженным глазом, - например, мир атомов и молекул. Бог "изобрел" энергию - солнечную, электрическую, атомную. Интересно, что если освободить энергию, содержащуюся в листе бумаги, ее вполне хватит для пересечения океанским лайнером Атлантического океана. Установленные Богом при сотворении мира природные силы - например гравитация - действуют и поныне. Высшими из невидимых Божиих творений являются Ангелы, невидимые Божьи помощники. Моисей обозначает их одним словом - "воинство".
Если творческие деяния Божьи были завершены в первые шесть дней, то что же осталось для седьмого дня той недели? Моисей пишет об этом, используя три глагола.
"[Бог] почил [отдыхал] в день седьмый от всех дел Своих, которые делал". [Почити (церк.-слав.) - уснуть, успокоиться.] Поскольку Божье творение было совершенно и способно существовать самостоятельно, Бог прекратил процесс творения. Важно подчеркнуть при этом, что Бог вовсе не перестал трудиться. Произошло бы крушение вселенной, солнце перестало бы светить и два сердца перестали бы биться, если бы Бог прекратил Свою деятельность, перестал поддерживать то, что Он сотворил. Но процесс творения был завершен, и когда Бог оглядел все сотворенное Им, Он остался доволен. Седьмой день недели творения потому не был днем творческой активности Бога. Это "Великий день торжественного открытия вселенной".
"И благословил Бог седьмый день". Ничего более уже не надо было творить, и Бог сделал Свое совершенное творение источником великих благословений, - особенно для созданных Им людей.
Бог не только благословил этот день великого торжества, Он освятил его. Господь освятил седьмой день для человека. Поскольку Он нашел удовольствие в том, что соделал, - Его сыновья и дочери должны находить радость в своем милостивом Боге и в том, что сотворили Его руки. Вероятно по этой причине Моисей не заканчивает описание седьмого дня теми же словами, что и каждый из шести дней. Состояние счастливого покоя, обретаемое Божьими детьми в их Творце, Которого они привыкли называть "Отцом", - дело непреходящее.
Важно отметить, что в Книге Бытие 2:2,3 ничего не сказано о седьмом дне каждой недели. Моисей говорит только о седьмом дне, последовавшем за шестью днями творения. Понимать эти стихи так, будто каждый седьмой день недели является днем отдыха для всех людей, значит измышлять то, чего нет в Писании. Установление о субботе было впервые дано Израилю, когда народ достиг горы Синай на пути в Землю Обетованную (Исх.20:8-11).
Доверяющий Библии христианин будет высоко ценить первую главу Писания не только потому, что в ней говорится об истории вселенной, но и потому, что в ней сказано о Боге. Подобно тому, как наши отпечатки пальцев и наши следы дают о нас представление, - описание сотворенного Богом мира содержит важные сведения о Боге.
При сотворении мира не было ни очевидцев, ни репортеров, ни телевизионных камер. Был только Бог, потому что Он вечен. Если слово из Его уст может творить небесные тела и людей, то Бог всемогущ. Когда мы видим, как упорядоченна солнечная система или, например, человеческий организм, то поражаемся мудрости Творца. Размышляя о способности человека к деторождению, о его сексуальных особенностях, мы удивляемся мудрости Того, Кто замыслил все это. Прикасаясь к мягкой щечке ребенка или любуясь переливающимися красками заходящего солнца, мы видим, что наш Творец проявляет безграничную фантазию. Два высших творения Божьих были созданы по совершенному образу Божьему и имели все, необходимое для плодотворной и осмысленной жизни в качестве детей и помощников Божьих, - мы видим в этом проявление Божьей любви. Еще задолго до того, как мы подумали о Боге, Он уже думал о нас и готовил для нас Свои планы.
Нам следует помнить, что описание сотворения мира - не просто информация, включенная в Писание ради самой себя. В нем подчеркивается, что с самого начала Бог с любовью созидал для человека, венца Своего творения. Эта любовь проявилась еще до того, как дети Божьи ослушались своего любящего Небесного Отца. Эта любовь стала еще более очевидной после того, как они ослушались Бога и впали в грех.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
История первая: происхождение вселенной, Бытие 2:4-4:26

Первая глава Книги Бытие являет нам картину прекрасного мира, который Творец замыслил и воздвиг в начале времен. Невозможно, читая описание этого мира, не сравнивать его с тем, в котором мы живем.
Ежедневно газеты выплескивают на нас очередную порцию плохих новостей - мошенничество, терроризм, раковые заболевания. У каждого думающего человека должен при этом возникнуть вопрос: "Что случилось? Как совершенный мир Божий превратился в мир, истекающий кровью?"
На этот вопрос Моисей отвечает в первой из десяти "историй", составляющих Книгу Бытие. Рассказанная здесь история не является полностью счастливой. Она начинается с описания взаимной любви между Творцом и венцом Его творения. Любовь Творца проявляется во всем, что Он совершил для счастья Адама и Евы. Но эти самые главные Божьи творения восстали против благой воли Божьей. Своим проступком они отделили себя от Бога и увлекли все человечество вместе с сотворенным миром за собой, в разрушение, упадок и смерть.
Божие творение было способно разрушить прекрасные взаимоотношения с Богом, но восстановить их, наладить, оно не способно. И первая история, "происхождение неба и земли", сообщает нам, как Бог, любя неизменно и бескорыстно, пообещал вернуть Свое творение на то почетное место, которое Он с самого начала ему предназначил.
Кое-кто рассматривает вторую главу как еще одно описание сотворения мира, составленное другим автором, не тем, который написал первую главу, и противоречащее кое-где первой главе. Однако такая точка зрения неприемлема по нескольким причинам. Она разрушает целостность всей Книги Бытие, противопоставляя одну ее часть другой. При этом также игнорируется структура всей книги, состоящей из 10 историй. Бытие, глава первая - это рассказ в хронологическом порядке, а Бытие, глава вторая - нет. Во второй главе отобраны подробности недели сотворения мира (мужчина, сад, два дерева, женщина) с особой целью - подготовить сведения, необходимые для главы третьей. Вместе с третьей и четвертой главами она показывает, что случилось с совершенным миром, описанным в первой главе Книги Бытие.
4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,
"Вот происхождение неба и земли" - вторая часть рассказа о творении мира. В центре рассказа - человек, его назначение и судьба. В образной форме автор рисует драму грехопадения, обусловившую всю дальнейшую историю человечества.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,
Вся растительность существовала только в семенах. Бог творит программы; это подтвердила генная инженерия, На вопрос, что появилось вначале курица или яйцо? Следует отвечать - яйцо - программа, которую создал Бог, а затем развиваясь по программе живые клетки растут, потребляя материальные частицы - атомы, делятся, приобретают специфические свойства глаз, клюва, мяса ...Вырастает курица, способная многократно воспроизводить свою программу
Все это вводное предложение служит к определению момента сотворения человека — специального предмета данного повествования. Таким путем бытописатель имеет в виду доказать глубокую древность человека и полное отсутствие всяких следов человеческого существования на земле раньше сотворения первой четы — Адама и Евы. Эту свою мысль он проводит через общее изображение картины новосозданной земли перед моментом появления на ней человека, в которой он отмечает два главных признака: а) отсутствие всяких следов человеческой культуры (холодных злаков и вообще продуктов возделания поля) и б) наличность неблагоприятных атмосферических условий, делавших даже немыслимой никакую культуру и никакое человеческое существование. Все это, по мысли бытописателя, решительно устанавливало тот факт, что на земле, до сотворения Адама, не было культуры, а следовательно, не существовало и человека. Вот лучшее библейское опровержение рационалистических теорий преадамизма, т. е. мнения о существовании людей, предшествовавшем сотворению Адама.
Господь Бог. Здесь мы впервые, в тексте евр. подлинника, встречаемся с именем «Иегова», более правильный перевод которого будет «Сущий» (Исх 3:14). Это — преимущественное имя Бога Завета, Бога Промыслителя и Искупителя (Быт 4:6; 6:3,5,8; 9:13,15,26; 24:40; 38:31; 30:30; Исх 6:20; Чис 26:59 и в предпочтительном употр. у всех пророков). В этом смысле оно отличается от другого употребительного божеского имени «Элохим», означающего Бога как всемогущего Творца вселенной. На основании этого различия божеских имен отрицательная критика («гипотеза записей», «фрагментарная теория», «гипотеза восполнений» и др.) хочет установить различие во времени происхождения различных отделов Библии (древнейших элохистических от позднейших иеговистических) и тем самым подорвать веру в подлинность Моисеева Пятикнижия. Но в настоящее время библейская наука все сильнее и тверже устанавливает факт глубокой древности сего божественного имени и тех отделов Библии, в которых оно употребляется; особенно драгоценную услугу в этом отношении оказывают библейские апологетические данные «халдейского генезиса» (см. об этом в диссертации А. Покровского. Библейское учение о первобытной религии, с. 424-427).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.
Но пар поднимается от земли. В славянской Библии, следующей тексту LXX, стоит «источник»; но в еврейском подлиннике находится слово эд, более точный перевод которого и дается нашим русским текстом — «пар, туман», как толкуют его и таргумы Ионафана и Онкелоса.
Мир до Потопа был другой; м.б. дождей не было.
Первая из десяти Моисеевых историй начинается с описания чудесных взаимоотношений, существовавших между Творцом и Его первыми детьми. Мы видим здесь Божье желание сделать их счастливыми.
В строфах 4 и 5 Моисей знакомит нас с новым Божьим именем. Древнееврейское имя Бога состоит из четырех согласных YHWH, произносящихся как "Яхве". На протяжении всего Ветхого Завета это имя отличает Бога Израиля от идолов соседних народов. В греческом переводе Ветхого Завета Яхве соответствует "kyrios", что значит "Господь".
Столетиями позднее, в разговоре с Моисеем на горе Синай, Бог объяснил значение имени Яхве. Вот как это произошло: "И прошел Господь пред лицем его, и возгласил: Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину и преступление и грех" (Исх.34:6,7).
Яхве, Господь - особое имя израильского Бога Завета. Это ветхозаветное Божественное имя Спасителя. Оно особенно подчеркивает два качества Бога - Его абсолютную самодостаточность, или независимость, и Его совершенную неизменность. Господь - это Бог свободной и верной любви. Здесь Моисей соединяет имя Яхве, Господь, с именем Элохим, Творец. В отношении к Адаму и Еве Бог проявил Свою неизменную милость, а также всемогущество, внушающее благоговейный страх.
Одно из последствий грехопадения Бог описал следующими словами, обращенными к Адаму: "Проклята земля за тебя... терние и волчицы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою" (Быт.3:17,18). Выражение "полевая трава" - то же самое, что и в пятом стихе второй главы, и, очевидно, указывает на злаки, которые человек должен выращивать, чтобы делать хлеб. Это подводит нас к выводу, что злаков в том виде, как мы сейчас знаем их, до грехопадения не существовало. Моисей отмечает, что также не было и дождя. В его отсутствие необходимую влагу деревьям и другим растениям давали источники, бьющие из-под земли. (Между прочим, мы не знаем, как долго длился на земле бездождевой период. Возможно, он продолжался до Потопа, об этом будет сказано в связи с седьмой главой Книги Бытие.)
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
Чтобы яснее установить связь этого стиха с предыдущими следует в начале его поставить слово «тогда», после чего весь этот период примет вполне законченный и определенный вид в следующей форме: «в то время, когда были уже созданы небо и земля, но еще не появлялось никаких полевых растений и хлебных злаков, так как не было дождя, не существовало еще человека, но над всей землей висел густой туман, — тогда-то Господь Бог и сотворил человека»
Господь Бог. Здесь, как и во многих последующих отделах Библии (3:1,9 и др.), оба спорных (конечно, только с точки зрения рационалистов) божеских имени Иегова и Элохим (с евр. яз.) соединены вместе, чем устраняется всякая мысль об их коренном различии, как то силятся доказать враги Библии (т. е. представители отрицательной, рационалистической критики).
И создал Господь Бог человека из праха земного. Факт создания человека уже упоминался раньше (1:27) в истории творения мира, но именно только упоминался в этой общей истории мироздания, в качестве составной ее части; здесь же он подробно передается в виде особого, самостоятельного предмета повествования. «Упомянув в начале 2-й гл. о том, что было уже сказано, Моисей обширно излагает то, чего не было досказано», — говорит св. Ефрем Сирин в своем толковании на это место. Самая мысль о создании человека, — собственно внешней оболочки человека, или его тела, из земли, или по более близкому к подлиннику — «из праха земли», обща многим местам как ветхозаветного, так и новозаветного Св. Писания (Быт 3:19; 18:27; Иов 10:9; 25:6; Пс 29:10; 102:14; 118:73; 138:14-16; Еккл 3:20; 12:7; Сир 17:1; 1 Кор 15:47-49; 2 Кор 5:1-4 и пр.). В создании тела человека из земной персти заключена идея о сродстве человека со всей видимой природой, ближайшим образом с животным царством, возникшим по творческому мановению из той же самой земли (1:24). С другой стороны, в признаке материальности физической природы человека дана мысль о ее разрушимости или смертности. Все это, по словам Иоанна Златоуста, преподает прекрасный нравственный урок смирения: «чтобы в самом образе нашего творения преподать нам всегдашний урок не мечтать о себе выше меры, для этого Моисей и повествует обо всем с такою тщательностью и говорит: «созда Бог человека, перст взем от земли»» (Беседа на кн. Бытия XIII. СПб., 1898. 103 с.).
И вдунул в лице его дыхание жизни. Или, по более точному переводу с еврейского, — «вдунул в ноздри его дыхание жизней». Как предшествующее образование тела человека из земли, так и настоящее одухотворение его Богом нельзя понимать в грубо чувственном смысле: в том виде, что сначала будто бы Бог вылепил из глины фигуру человека, а затем взял ее в руки и дунул на нее. Все подобные места, по совету блаж. Феодорита, должно истолковывать «богоприлично», т. е. сообразно с величием, святостью и духовностью Бога. В частности и настоящее место надлежит изъяснять так, что внешний облик человека возник из земли по творческому глаголу Всемогущего и что в тот самый момент, когда земной прах принял фигуру (форму) человека, эта последняя особым, нарочитым действием самого Бога получила душу, как начало разумной жизни. Идея, лежащая в основе всего библейского рассказа о творении человека, состоит в намерении выставить человека как связь двух миров — мира видимого, физического и невидимого, духовного, и представить его как царя природы и образ самого Бога на земле, и утвердить истину бессмертия человеческой души; язык же, которым выражена такая отвлеченно-возвышенная идея, — это язык образов и картин, на котором только в подобных случаях и мыслило древнейшее человечество. Самая же мысль о том, что человек причастен к божественной жизни, находит себе параллели и в других местах Св. Писания (Иов 26:4; 33:4; Еккл 12:7; Деян 17:25 и др.).
И стал человек душею живою. Соединение высшего божественного начала (дыхания Божья) с низшем материальным (прахом от земли) дало в результате человека как живую душу, т. е. как сознательную личность, одаренную разумом и свободной волей. Но вместе с тем человек, эта «живая душа» бесконечно отличается от Бога, Который есть «Дух животворящ» (1 Кор 15:45) и относится к нему, как бледная копия — к своему несравненному оригиналу.
Бог в Своем творчестве - в природе использует замкнутые циклы - круговороты воды, органики, кислорода и т.д. Можно предположить, что смерть это отделение духа от плоти - тела. Дух возвращается к Богу, а тело - в землю, расщепляясь на молекулы и атомы. Соответственно воскресение означает соединение нашего духа с новым, совершенным телом. Очевидно, для формирования нового тела могут быть использованы любые нужные атомы, которые раньше никогда не находились в этом теле. Поэтому воссоздание тела может быть быстрым процессом в отличие от медленного процесса роста тела.
По буквальному смыслу ст. душа была дарована существу, непосредственно созданному из "праха земного". Но это не исключает возможности того, что носителем разумной души стало некое живое существо, уже развившееся в лоне природы (на библ. языке - "земли"). "До того, как Бог вдунул в Адама душу, он был подобен животному" (Прп. Серафим Саровский. О цели христианской жизни, стр. 11). "Прах" (евр "афар", пыль) - синоним всего малого, смиренного (ср. выражение "лежать в пыли" Ис 26:19). Здесь царю твари - человеку преподается, по словам св. Иоанна Златоуста, "урок смирения", ибо он возведен к высокому достоинству из низшего вида бытия (ср. Быт 3 19).
"И стал человек душою живою" - теперь он будет жить независимой жизнью, ибо быть живым значит быть свободным.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.
Рай в Едеме это как "школьный класс"
"Рай" - букв "Сад в Едеме" - по учению Отцов Церкви этот сад не просто местонахождение первого человека, но и символ особой близости к Богу (Григорий Богослов, Слово 30, 17; Амвросий Медиоланский, О рае, 11) и даров Божиих человеку.
Сотворив первого человека, Бог не оставляет его на произвол судьбы, а промышляет о нем; это прежде всего и выражается в том, что Он водворяет его в особо приготовленном, лучшем пункте земли, «в саду Едемском» (gan Eden по-еврейски), или в «раю сладости» по греческому и славянскому текстам. Такая разница произошла от того, что LXX евр. слово Eden, означающее собственное имя страны, приняли за созвучное с ним нарицательное, которое и перевели словом «удовольствие или сладость». Равным образом и евр. слово gan, что значит место, огороженное решеткой, оттуда «сад» (Втор 11:10; Ис 51:3; Иер 31:8-9), LXX заменили греческим словом, взятым в свою очередь с персидского языка и означающим земляной или каменный вал, окружающий место прогулки, оттуда и самое это место, т. е. «сад или парк». В других местах Библии рай называется «садом Божим» (Быт 13:10; Иез 28:13; 31:8), или «садом Едема» (2:15; 3:23; Иоил 2:3), или же, наконец, — просто «Едем» (Ис 51:3; Иез 31:9 и др.).
На восток. Некоторые из библейских переводов это географическое указание заменяют хронологическим, переводя евр. термин миккедем (miqqedem) словом «в начале» (Вульгата, Акила, Симмах, Феодотион). Но греческий, сирский и оба наших перевода правильнее передают — «на востоке», ибо и в других местах Библии данный термин обычно обозначает собою место, а не время (Быт 3:24; 4:16). Страна Едем, которую, по указанию других священных книг (Ис 37:12; Иез 27:23), должно искать вблизи Месопотамии в бассейне Тигра и Евфрата, действительно лежала на востоке от Палестины, место, в котором жил и действовал автор Пятикнижия, где он записал и это божественное откровение о рае.
И поместил там человека. Следовательно, первый человек был сотворен вне рая, куда он был введен лишь впоследствии.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
9 И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.
И дерево жизни, посреди рая. Посреди всех райских деревьев, услаждавших взор и питавших тело человека, стояло одно, обладавшее чудодейственной силой — сообщать бессмертие тому, кто вкушал от его плодов (Быт 3:22), за что и получило свое имя «древа жизни». Указанная особенность этого древа не была, без сомнения, его естественным свойством, но представляла один из видов особого, сверхъестественного действия божественной благодати, связанной с вкушением его плодов, как со своим внешним символическим знаком. Помимо своего действительного исторического существования (Откр 2:7; 22:2), древо жизни, как в самом Писании, так и у отцов Церкви получило таинственно-преобразовательное значение, указывая главным образом на древо крестное, которым Господь возвратил нам жизнь духовную, и на таинство евхаристии как спасительный плод этой крестной жертвы (Притч 3:18; 11:30; 13:12; 15:4; Ин 6:51-58 и др.), ведущей в жизнь вечную.
И дерево познания добра и зла. Это было другое знаменитое райское дерево, стоявшее по соседству с первым (3:3 и 2:9), но обладавшее, как открылось впоследствии, прямо противоположными ему свойствами (3:17). Бог избрал это дерево в качестве средства испытать веру и любовь Адама, а также и его благодарность к небесному Отцу, для целей чего Он и дал ему заповедь не вкушать от плодов данного древа (4:18). От этой-то заповеди оно, по всей вероятности, и получило свое название. «Древо познания, — говорит митрополит Филарет, — быв избрано орудием испытания, представляло человеку, с одной стороны, непрерывно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой — познание и ощущение зла в прослушании». Так как, вообще, заповедь, приуроченная к этому древу, имела в виду развитие высших способностей человека как существа разумного, то и на самое это древо легко могло перейти название «древа разумения» или «древа познания». А так как, по ветхозаветному воззрению, все вообще познание носило моральный характер, то «добро и зло» и берутся здесь как два противоположных полюса всего вообще познания.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
м.б. эти два дерева не могли существовать одно без другого.
"Древо жизни" - символ бессмертия, широко распространенный на Востоке. Оно также обозначает высшую мудрость (Притч 3:18; Притч 11:30), богообщение (Откр 2:7) и истинное добро (св. Григорий Нисский); "древо познания добра и зла" символизирует установленный Богом нравственный порядок.
Видимо плоды дерева жизни увеличивают возможности духа вкушающего и позволяют вдыхать, вводить живое начало в свои изделия, творения, и самому жить вечно, а плоды дерева познания добра и зла побуждают дух вкушающего к сравнению, к оценке, к творчеству, к изменению существующего, к непослушанию, к упрямству, к нежеланию прислушаться к голосу разума. В Едеме ели только плоды деревьев.
Бог творил человека отдельно и создал его "из праха земного" - из земли. Эти слова ясны и имеют глубокий смысл. Они трудны для тех, кто старается совместить сотворение мира по Библии с теорией эволюции и утверждает, будто мы произошли от животных. Моисей дополняет сказанное о сотворении человеческого рода в первой главе. Древнееврейский глагол ("создал Господь Бог") описывает труд горшечника. Его употреблением здесь подчеркнуты личный интерес и забота, явленные Творцом при созидании величайших из Своих творений.
Слова: "И вдунул в лице его дыхание жизни" - дают нам повод утверждать, что кроме тела есть еще одна составляющая человеческого существа. В Быт.1:26,27 уже даны некоторые подробности. Заботливо и любовно, с определенной целью Творец сформировал из земли венец Своего творения и вдохнул в него жизнь. Автор Бытия еще раз подчеркивает отличие и высшее достоинство людей, сотворенных Богом и принявших дыхание от самого Бога. Эти слова Моисея помогают нам понять, что происходит, когда человек умирает и почему так естественен страх смерти. Смерть, отделение души от тела, является насильственным разрушением совершенного творения Божьего. Слова Моисея в данном случае являются также разумным напоминанием о том, что мы мало чем можем гордиться. Кто мы, в конце концов, как не пыль земная да дыхание Божье?
Сад, который Бог дал Адаму для жизни, служил ему в нескольких отношениях. Он решал его физические нужды - потребность в пище и крове. Он удовлетворял его эмоциональные потребности - Адам исследовал тайны Божьего творения и восхищался его красотой, что стимулировало его умственную деятельность. И в этом чудесном доме Бог, сотворив Адаму помощника в лице Евы, даровал ему любовь и родственную душу.
Далее Моисей привлекает наше внимание к двум деревьям, посаженным Богом в центре сада, где Адам и Ева не могли их не заметить. О дереве познания добра и зла будет сказано в связи со строфами 16 и 17. Другим деревом было дерево жизни. О нем говорится немного, поскольку ему так и не привелось выполнить ту цель, которую Бог для него установил. Оно бы выполнило свое предназначение, если бы Адам и Ева устояли перед искушением дьявола. Судя по тому, что Бог сказал в 3:22, цель дерева жизни состояла в том, чтобы укрепить в Адаме и Еве физическую жизнь. Согласно Книге Откровение 2:7, мы, живя в присутствии Божьем на небесах, будем "вкушать от древа жизни", и ничто не сможет прервать эту совершенную жизнь.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
10 Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
м.б. 4 реки - по частям света
Общий довольно загадочный характер библейского сказания о рае, частнее — существование в нем каких-то таинственных дерев и в особенности древа познания, служили как для древних еретиков, так и для новых рационалистов поводом считать все библейское повествование о нем сплошной аллегорией. Как бы предупреждая самую возможность подобного ложного перетолкования фактов, бытописатель не без цели указывает точную и довольно подробную топографию рая, удостоверяя тем самым его некогда действительное существование на земле (факт его полной реальности).
Из Едема выходила река и потом разделялась на четыре рукава. Вот первый существенный географический признак рая. В евр. подлиннике эта река не названа по имени, так как слово нагар означает вообще большую реку, целый водный бассейн, почему иногда оно прилагается даже к океану (Иов 22:16; Пс 23:2; 45 и т. д.). А так как из больших рек евреи эпохи Моисея лучше всего знали ближайшую к ним реку Евфрат, то неудивительно, что именем «нагар» они преимущественно ее и называли, со всеми впадающими в нее и из нее вытекающими притоками и рукавами (Быт 15:18; 31:21; Исх 23:31; Ис 7:20; Иер 2:18; Мих 7:12 и др.). Эта река, беря свое начало в земле Едем (т. е. на севере Месопотамии или на южном склоне гор Армении), проходила через весь рай и уже по выходе из него разветвлялась на четыре главных рукава.
11 Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
Фисон - Фаз, впоследствии Аракс
Фисон — таково было имя первого из этих рукавов. Древняя география не сохранила нам имени этой реки, как и далее указываемой, но современные нам ученые, по-видимому, напали на некоторые следы ее: мы разумеем открытие в ассирийских клинообразных надписях слова «писану», означающего «русло, ложе, канал» (Делич и проф. Якимов). А так как созвучное этому древнеассирийское библейское имя «Фисон» в буквальном переводе означает «полноводный», то те же ученые и строят остроумную догадку, что под именем первой райской реки разумеется не что иное, как один из самых больших и полноводных каналов древней Месопотамии, служивший для отвода воды из Евфрата прямо в море и более известный у древних греческих авторов под именем Паллокопаса. Тем же обстоятельством, что здесь в библейское описание рая вводится канал, т. е. уже искусственное сооружение человека особенно смущаться не следует, так как Моисей, судя по всему контексту речи, описывал не первобытную, а современную ему топографию бывшего рая. И это тем более, что самый канал Паллокопас, по заключению одного авторитетного географа (Риттера), был проведен по высохшему руслу одной действительно бывшей, но высохшей реки. Ближе определяя положение реки Фисон, Моисей указывает, что она обтекает всю землю Хавила, славившуюся своим высокопробным золотом, благовонной смолой (бдолах, Чис 11:7) и драгоценными каменьями. Библия знает две страны с этим именем: одну — хамитскую (т. е. населенную хамитами) в северо-восточном углу Египта (Быт 10:7), другую — семитскую, расположенную на северо-западе от Месопотамии, иначе называвшуюся также Иектанидой (Быт 10:29; Быт 25:18; 1 Цар 15:7). Основываясь на контексте, мы должны признать, что здесь речь идет именно об этой последней, семитской Хавиле, тем более, что с этим совпадают и данные новейших научных изысканий, открывших в клинообразных текстах созвучное библейскому наименование «песчаной земли» Ард-ел-Хавилот, или Халат, лежащей по соседству с Персидским заливом.
12 и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Оникс - поделочный камень; м.б. река текла туда, где можно было заниматься ремесленничеством.
13 Имя второй реки Гихон: она обтекает всю землю Куш.
Гихон - Геон, впоследствии Нил
Геон... обтекает землю Куш. Местоположение второй райской реки точно также довольно спорно и поэтому лучше начать с определения страны, которую она обтекала. В еврейском подлиннике страна эта называется «землей Куш», т. е. местожительством кушитов, потомков младшего сына Хамова — Куша или Хуса (Быт 10:5-8). LXX перевели это словом «Эфиопия», чем подали многим повод искать самую страну в северо-восточном углу Африки, по соседству с Гислом, куда, действительно, впоследствии и переселились хамиты (Еккл 24:37; Иер 2:18). Но первоначальной родиной этих кушитов, по свидетельству генеалогической таблицы Библии (Быт 10:6-10) и памятников клинообразной литературы (Kasdim), был восточный берег нижнего течения Тигра и северо-восточный угол Персидского залива, именно та самая долина Сеннаар, в которой, по сказанию Библии, осели потомки разных народностей, оставшихся после вавилонского столпотворения; сплотившись в один культурно-гражданский союз под преобладающим влиянием кушитов, они и образовали особую народность, известную в науке под названием суммерийско-аккадийской, а в клинообразных текстах под именем Kassu, что очень созвучно с библейским «Куш». «Если же Куш то же, что Kassu, — говорит проф. Делич, — то и Гихон представляется возможным отожествить с Гуханом, месопотамским рукавом Евфрата».
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
14 Имя третьей реки Хиддекель: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
Имена двух последних рек не представляют уже никаких трудностей, так как под теми же самыми названиями они известны и в настоящее время. Тут только может возбуждать некоторое недоумение направление Тигра, указанное на восток (или как неточно переводят LXX, а за ними и наш славянский — «напротив») от Ассирии, тогда как сама-то Ассирия чуть ли не вся лежит на восток от Тигра! Недоумение это легко устраняется тем предположением, что под «Ассирией» здесь разумеется не столько вся страна, сколько самый тот город, имя которого она носила и развалины которого в настоящее время открыты, действительно, на восточном берегу Тигра (местечко Килет-Шерга). Таким образом, сопоставляя данные Библии с открытиями новейшей ассириологии, положение библейского рая уместнее всего определить в южной части месопотамской равнинны, между Вавилоном на север и Персидским заливом на юг. По заключению целого ряда выдающихся ученых (Ролинсона, Шрадера, Делича, Якимова и др.), библейский ган-Эден тождественен с gan-idimi — ассирийских клинообразных текстов, и, следовательно, лежал в области южного Вавилона. Несомненная реальность земного рая устанавливается также многими местами самого Св. Писания (Быт 13:10; Ис 51:3; Иез 28:13; 31:8,9; Иоил 2:3 и др.).
Хиддекель - Тигр; после Потопа названия рек переносилось на вновь созданные реки ( мир изменился ); и люди хотели думать, что их река - эта та которая течет из Едемского рая; по этому современные эти 4 реки - это не те 4 реки, которые имели одно русло протекающее в раю.
Чтобы понять описание сада-дома, приготовленного Богом для Своих детей, имейте в виду, что Моисей писал эту книгу для евреев, живших на земле с минимальными водными запасами. Река, вероятно берущая начало из подземного источника в саду, на краю сада разделялась на четыре реки, обеспечивая обильное орошение всей местности.
У Моисея очевидно соответствие между этими четырьмя реками и несколькими хорошо известными реками того времени. Хавила - наиболее вероятно, Аравийский берег, Куш - юг Египта, вероятно, современный Судан. Поскольку Потоп изменил лицо земли, географические подробности, содержащиеся в этих стихах, не могут быть использованы для определения точного расположения сада-дома.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Едемский Завет - первый завет

15 И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
"Возделывать и хранить" - указание на творческую роль человека в мироздании.
Чтобы возделывать его и хранить его. Лучшее толкование этого места дает св. Иоанн Златоуст, который говорит: «так как райская жизнь доставляла человеку полное наслаждение, принося и удовольствие от созерцания («красоты рая»), и приятность от вкушения («снедей райских»); то, чтобы человек от чрезмерного удовольствия не развратился («мнозей бе злобе — сказано — научи праздность», Сир 33:28), Бог повелел ему делать и хранить рай, т. е. возделывать его почву и культивировать на ней разные растения, а также и оберегать его от неразумных животных, которые, забегая в сад, могли вносить в него беспорядок и повреждения. Это — первая божественная заповедь о труде человека, исключающая языческую идеализацию так называемого «золотого века» и осмысливающая существование человека. Легкий, необременительный и приятный труд был прекрасным средством для упражнения физического, а отчасти и умственных сил человека.
16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,
Что можно делать;
И заповедал Господь бог человеку. Для развития же нравственных сил (высших) человека Бог даровал ему специальную заповедь, состоявшую в воздержании от плодов уже известного нам древа познания. Это воздержание Бог назначил служить символом повиновения и покорности Ему со стороны человека, в силу чего соблюдение этой заповеди выражало со стороны человека чувство любви, благодарности и преданности Богу; тогда как нарушение ее, совершенно наоборот, свидетельствовало о недоверии к Богу, пренебрежении к Его словам и черной неблагодарности к Творцу, вместе с желанием жить по своей воле, а не по заповедям Бога. Вот почему такое, по-видимому, ничтожное преступление получало такое огромное моральное значение!
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.
В день... смертью умрешь. Слово «день» здесь, как и раньше (2:1), должно понимать в смысл неопределенного указания времени и переводить словами: «в то время, когда...» «Смертью умрешь» — один из употребительных в евр. языке способов усиливать мысль, равный нашему выражению «непременно умрешь». Этой угрозы смертью (за нарушение заповеди) нельзя понимать в смысле (виде) мгновенного поражения, имевшего наступить тотчас же за грехопадением, а должно понимать ее в смысле начавшегося вследствие грехопадения медленного процесса умирания: Бог послал смерть (точнее, лишил бессмертия) в тот самый момент, когда человек пал; но эта смерть лишь постепенно подтачивала его силы, ощутительно выражаясь в скорбях духа и болезнях тела. Но кроме этой физической смерти Св. Писание и отцы Церкви видят здесь указание и на духовную смерть, состоявшую в том, что актом своего падения человек нарушил свой первый завет с Богом, порвав свою связь с величайшим источником жизни и тем самым с этого момента обрек себя на духовную смерть (Рим 5:12,17,21; Еф 4:18).
Чего нельзя делать. По современной методологии воспитания, именно в такой последовательности должны даваться указания при воспитании людей. Смертью умрешь - смертен будешь.
Едемский Завет - первый завет из восьми великих заветов между Богом и человеком, обуславливающий жизнь и спасение.
  • наполнять землю людьми;
  • заниматься земледелием;
  • господствовать над живым миром;
  • питаться плодами земли;
  • ухаживать за садом;
  • не есть от плодов дерева познания добра и зла;
  • помнить, что в случае непослушания их ждет смерть, то есть передавать детям этот Завет.
Сэр Джеймс Барри однажды сказал: "Без сомнения, Всемогущий Бог мог дать нам лучшее развлечение, чем труд, но я не знаю, что это может быть". Деятельность, приносящая удовольствие, была одной из радостей высших творений Божьих, которым они предавались в раю. Все умственные и физические способности они могли вкладывать в труд для Бога. В нашей жизни, в которой общество склонно рассматривать труд как неизбежное зло, необходимо напоминать о том, что труд в мире появился не в результате грехопадения. Труд являлся частью первоначального замысла Божьего относительно человека.
Ранее упоминалось о двух особых деревьях, которые Господь Бог посадил в саду - дерево жизни и дерево познания добра и зла. Теперь Моисей дает нам дополнительную информацию о предназначении второго древа.
Некоторые, слыша эту историю, иногда спрашивают: "Зачем Бог поместил дерево с запретными для Адама и Евы плодами на видное место в саду? Если Адаму и Еве не разрешалось есть эти плоды, зачем тогда было помещать туда это дерево?" Позволим Писанию ответить самому за себя.
"От всякого дерева в саду ты будешь есть". Бог не поступал жестоко по отношению к Своим высшим творениям. У Адама была разнообразная пища, и повеление воздерживаться и не есть плоды от одного дерева не было для него тяжким и не раздражало его.
Бог при этом очень ясно предупредил: "От дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который вкусишь от него, смертию умрешь". Когда это повеление было дано Адаму, тот был жив в полном смысле этого слова. Он был связан с Богом теснейшими узами любви и доверия. На языке Писания это означает быть живым.
И эта связь прервалась, когда Адам отказался повиноваться Богу. Своим проступком он отделил себя от Бога. На образном языке Писания это называется быть мертвым. В доказательство того, что высшее творение Божье - человек - отделил себя от любящего Творца, он подвержен физической смерти, разделению души и тела.
Если это дерево таило в себе столь фатальные для Адама и всего человечества последствия, то зачем Бог его посадил? Не для того ли, чтобы испытать Адама, посмотреть, что тот будет делать, когда встретится с искушением? Это объяснение нельзя назвать удовлетворительным. Вся вторая глава повествует о том, что сделал Бог для счастья Своих детей, и это особое дерево не было исключением.
Бог не предуготовил человеку роль марионетки или робота, которого Он будет перемещать, дергая за веревочки или нажимая на кнопки. Поместив в саду дерево познания добра и зла, Бог тем самым дал Адаму возможность добровольно повиноваться Ему. Поступая так, Бог понимал, что это рискованно, что Адам может ослушаться Его. Когда Адам был создан Своим Творцом, он пребывал в состоянии первичной невинности. Повелев Адаму не есть запретный плод, Бог предложил ему тем самым возможность перейти от первичной невинности к сознательной святости. Бог хотел, чтобы Его высшее творение было святым добровольно, а не в силу обстоятельств.
Мартин Лютер наглядно объяснил намерение Господа. "Это дерево познания добра и зла было для Адама Церковью и Алтарем. Здесь он мог принести Богу должное послушание, познать Слово и волю Бога, возблагодарить Бога и попросить у Него помощи в спасении от искушения". Это дерево в центре сада было для Адама местом поклонения Богу. Здесь он получал напоминание о доброте Божьей к нему, здесь он мог поблагодарить Бога за Его милосердие, здесь он мог ответить Богу радостным послушанием.
Творец наделил Адама свободой воли, врожденной свободой делать угодное Богу. После чего Бог ожидал от него проявления этой свободной воли. Если бы Адам проявил ее, то обрел бы практическое познание добра и зла, схожее с тем, какое имеет Сам Бог. Умом Адам стал бы острее понимать, чего желает Бог и чего Он не желает. Его чувствами управляла бы радость по поводу воли Божьей, и через нее он обрел бы знание о том, сколь отвратительно неповиновение Богу. И воля Адама сознательно бы избрала послушание повелению Божью не прикасаться к запретному плоду.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Установление брака

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
И сказал Господь Бог... сотворим. Нетрудно видеть здесь довольно близкую аналогию с словами божественного совета перед сотворением первого человека (1:26) и точно также, следовательно, находить здесь доказательство важности того акта, о котором они говорят.
Человек один - двуполый
Первый Союз-Завет Бога с человеком. Чтобы сохранить единение с Творцом, человек должен следовать Его закону и запечатленным в самом творении указаниям, как пользоваться миром. Бог одаряет человека разумом, наделяет его способностью отличать добро от зла, но в то же время запрещает вкушать плоды от древа познания добра и зла, предостерегая его от ложного пути: от попытки стать независимым от Бога властителем мира и своей собственной судьбы.
Нехорошо быть человеку одному. Слова эти отнюдь не означают того, что Бог будто бы сознается в несовершенстве своего творения и как бы вносит в него поправку, — в планах божественного промышления, без сомнения, все это было уже заранее предусмотрено и преднамечено: но они указывают лишь на тот факт, что одиночество тяжело и нехорошо для человека, ибо лишает его самых близких и удобных средств к всестороннему развитию своей личности, успешнее всего происходящему, как известно, в общении с себе подобными.
Помощника, соответственного ему. В этих словах, с одной стороны, указывается на высокое достоинство жены, ибо она подобна мужу, т. е. так же, как и он, носит в себе образ Божий, с другой — отмечается и ее, несколько как бы зависимое от мужа, положение, поскольку всякий помощник стоит в общественном смысле ступенью ниже своего непосредственного начальника. Прежде чем перейти к подробному изложению самой истории творения первой жены, бытописатель кратко отмечает еще один факт, послуживший ближайшим поводом к этому творению.
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
Господь Бог образовал. Образовал, разумеется, гораздо раньше, именно в пятый и шестой дни творения (1:21 и 25), если же здесь бытописатель снова возвращается к этому факту, то он делает это лишь для общей связи повествования.
"Чтобы видеть, как он назовет их" - Бог поручает человеку дать имена всем животным, чем утверждается его власть над ними: наречь имя в древности значило - определить специфический характер данного существа и приобрести над ним власть (ср. Быт 1:26).
И привел (их) к человеку, чтобы видеть, как он назовет их. Этим указанием бытописателя сам Бог поставляется в роли наблюдателя и верховного руководителя первым опытом человеческой речи. «Авторитет Ж.-Ж. Руссо и великого филолога и философа Вильгельма Гумбольдта согласны с тою мыслью, что для человечества и не было другого исхода из младенческого неразумного лепета, как божественное Откровение, давшее ему готовую форму для выражения его мысли, или, лучше сказать, давшее ему мысль и форму вместе» (Властов. Священная Летопись. I, с. 30).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
В человеке заложена возможность придумывать, творить по образу и подобию Бога, от простого к сложному. Все названия придумал Адам на своем языке за кокой-то период времени. Может быть Бог продолжал Творить животных и смотреть как Адам назовет их. Видимо Бог создавал простые мхи, лишайники, амебы, а потом тюльпаны, ели, березы, собак, тигров, ... Однако звери не очень понравились человеку. Этот момент лучше освещен в Коране, обратимся за информацией к Нему. Также ( см. Коран сура 2:30 ) Бог предложил ангелам придумать названия; ангелы сказали : "Хвала Тебе у нас познания только о том, чему Ты научил нас; Ты знающ, мудр". Бог сказал : "поклонитесь Адаму"; все ангелы поклонились кроме Ивлиса - сатаны; (сура 7:11-13) Бог сказал : "что тебе воспротивило поклониться, когда Я повелел тебе"; Ивлис сказал : "я лучше его, меня Ты сотворил из огня, а его сотворил из глины (материи)"; Бог сказал : "( за то, что ты не выполнил мой приказ, восстал против Меня, возгордился ) низвергнись от сюда ( на землю )"; Ивлис сказал : "дай мне отсрочку до дня, когда они будут воскрешены"; Бог сказал : " ты в числе тех, кому отсрочено"; Ивлис сказал : "я буду делать им ( людям ) засады, и с переди и с зади, сбивать их с Твоего правильного пути, и Ты увидишь, что они собьются"; и Ивлис - сатана низвергся на Землю со своей частью воинства ( 1/3 всего духовного воинства ); сатана может делать только то, что не запретит ему Бог.
И нарек человек имена всем скотам. Так как это наречение не было случайным, а основывалось на знакомстве с природой нарекаемых существ и по большей части заключало в своей основе указание на более характерное свойство будущего носителя того или другого имени, то оно свидетельствует о сравнительно высоком состоянии умственного развития первого человека. Кроме того, по толкованию Иоанна Златоуста, наречение Адамом животных указывало на его господство над ними (Пс 8:6-7; 146:4; Ис 11:26; 4 Цар 23:34; 24:17): «у людей есть обычай полагать знак своей власти в том, что они, купив себе рабов, переменяют им имена; так и Бог заставляет Адама, как владыку, дать имена всем бессловесным» (Иоанн Златоуст).
Но для человека не нашлось помощника. В этих словах звучит как бы тихая грусть первого человека, возбужденная сознанием своего полного одиночества на земле, и слышится явное и сильное желание его к восполнению недостающего, что милосердный Господь и не замедлил вскоре же осуществить.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
II Этап - невинность людей

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.
Крепкий сон. Что сон, наведенный Богом на Адама (по-еврейски — тардема), не был обыкновенным и естественным, а вдохновенным и экстатическим (LXX), об этом говорит как контекст речи, так и библейское употребление этого слова (Быт 15:12; 1 Цар 26:12; Ис 29:10).
22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
В основе этого рассказа вероятно лежат древнейшие сказания Востока. На шумерском языке слово "нинти" значит и "женщина из ребра" и "дарующая жизнь" (см Быт 3:20). В библ. рассказе "ребро" - символ тесной связи между мужем и женой.
И создал Господь Бог из ребра... жену. Эта библейская деталь многим кажется соблазнительной и на основании ее одни весь данный рассказ о творении первой жены считают мифом (рационалисты), другие толкуют его аллегорически (некоторые даже из отцов и учителей Церкви). Но самый характер данного библейского повествования, отмечающий с такою тщательностью все его детали, исключает здесь возможность аллегории. Что же касается ссылки на якобы очевидную невероятность и неестественность данного процесса, то там, где идет дело не об обычном явлении, а чудесном, сверхъестественном событии, она, по меньшей мере, неуместна. Начало человечества в силу необходимости было экстраординарной эпохой и тогда многое происходило иначе, чем потом: Ева не могла иметь матери, — она должна была, следовательно, произойти необычным, сверхъестественным путем; и почему же Творец, чтобы преподать нам через то великие уроки, не мог сотворить ее буквально так, как передает нам священный текст? Буквальный смысл этого повествования утверждается и другими местами Св. Писания (1 Кор 6:8-11; 1 Тим 2:11-13; Еф 5:25-26), в которых раскрывается его глубокое значение, — именно, факт единства природы мужа и жены, а через то и всего человечества, основание их обоюдного влечения и характер их должного взаимоотношения.
23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
Не следует думать, что это первый сон человека. До сотворении женщины, Адам прожил определенный период времени примерно 150 лет, в который Бог его обучал, так как Адам был как ребенок, и быстро уставал ему нужно было много спать, примерно 20 часов в сутки, но говорить о годах жизни в Едемском саду бессмысленно, так как человек был создан бессмертным, сейчас мы спим 8 часов, в Новом Иерусалиме мы спать совсем не будем. Возможно на этом этапе Бог разделяет полы у человека, появились мужчина и женщина, они все равно совершенны, так как нет еще греха и болезней. Может быть в это время, предварительно, в качестве эксперимента Бог разделяет полы многим растениям и животным, то есть сначала «ставит опыты на собаках». Ребро это носитель информации содержащей 10 в 40 степени, единиц. Бог только корректирует информацию. Адам поел плодов дерева жизни и его скелет восстановился; у мужчин и женщин по 12 пар ребер. У людей различные группы крови, но на уровне антигенных клеток (лейкоцитов, эритроцитов, тромбоцитов), основа крови единая, несмотря на разный цвет; Т.к. все мы по-разному питаемся, живем в разных климатических условиях - это немного модифицирует нашу кровь. Это тоже подтверждает справедливость мироздания, описанного в Библии; I этап кончился.
И сказал человек. По мнению всех лучших толковников, Адам, находясь в глубоком таинственном сне, во время которого Бог вынул у него ребро для создания ему жены, не терял своего сознания, почему и мог сказать эти слова.
Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей. Это обычное библейское изречение, выражающее идею тесного физического родства, быть может, ведущее свое начало именно от этого первобытного факта (Быт 29:14; Суд 9:2; 2 Цар 5:1; 1 Пар 11:1 и др.).
Будет называться женой, ибо взята от мужа. Еврейское слово «жена» (ишша) произведено от слова «муж» (иш) и этим самым навсегда запечатлело в себе ясный намек на историю ее происхождения.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
Только супружеской паре разрешено испытывать сексуальные наслаждения, не совершая греха. Так как Бог разделил человека на две половины они стремятся объединится, этим объясняется влечение противоположных полов друг к другу.
Благословение любви и брака (ср. Мф 19:4; Мк 10:7-8; 1 Кор 7; Еф 5:31). "От мужа взята" (по евр муж - "иш", а жена "иша") - мужчина и женщина показаны здесь существами, друг друга дополняющими (ср. Быт 1:27), соединенными связью единства в целях дальнейшего существования рода человеческого. "Прилепится к жене своей и будут (два) одна плоть" - установленный Богом брачный союз свят и нерасторжим (ср. Мф 19:6).
Потому оставит человек отца своего и мать свою. Едва ли можно приписывать эти слова Адаму, поскольку он, не зная, в качестве родоначальника всего человечества, никаких родителей, не имел ни нужды, ни даже самой возможности говорить о них. Ввиду этого, с большим правом следует приписать их или Моисею, как законодателю брачного союза у евреев (Исх 21, Втор 10-11 гл., 22:13-28) и автору кн. Бытия, или же, что еще лучше, основываясь на словах Иисуса Христа (Мф 19:5), — самому Богу, освятившему этим таинство брачного союза и давшему его основоположение на будущее время. Заключенная в этих словах мысль, с одной стороны, удостоверяет богоучрежденность брака, с другой — провозглашает два основных его закона — единство и нерасторжимость, как толкует и само Св. Писание (Мф 19:4-5; Мал 2:14-15; 1 Кор 6:16; Еф 5:31 и др.).
И прилепится к Жене своей; и будут (два) одна плоть. Слово «прилепится» по евр. выражено глаголом дабак, означающим поглощаться, ассимилироваться, уподобляться (Втор 10:20; Руфь 2:8; 3 Цар 11:2), и следовательно указывает не столько на физическую связь между супругами, сколько на духовное объединение их интересов, настолько тесное, что они должны представлять собой уже не две особых, а как бы одну общую личность. Этот тесный духовно-нравственный союз супругов, как в Св. Писании, так и у отцов Церкви служит образом союза Христа с Церковью (Еф 5:30-31; Златоуст, Августин и др.).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.
Имя первого мужчины "Адам" появляется только сейчас; до этого места Библия говорит о безымянном человеке; Возможно мужчина в нашем понимании появился только после разделения полов у безымянного человека; слово "Адам" можно сопоставить с древнееврейским словом "адамах" - "земля-мать" ( глина, сырая красная почва - материя ); нагота без стыда есть доказательство невинности наших прародителей, признак их духовного совершенства.
Ранее уже было сказано о том, что вторая глава Книги Бытие не является еще одним описанием сотворения мира, но сообщает дополнительные подробности, необходимые для понимания третьей главы. Мы уже узнали о райском саде и о двух особых деревьях. Далее Моисей сообщает нам о происхождении женщины, сыгравшей центральную роль в истории грехопадения.
В намерения Бога никогда не входило, чтобы Адам жил один. С Божьей точки зрения, это было бы "не хорошо". И потому Бог сотворил особое существо, чья роль заключалась в том, чтобы быть "помощником, соответственным ему". Таков порядок, установленный Богом при сотворении - мужчина должен быть главой, а женщина его помощником. Бог не навязывал мужчине помощника. Он сотворил различных животных и привел их к Адаму, чтобы тот дал им имена. Одна из причин, по которой Бог делал это, заключалась в том, чтобы дать Адаму возможность разделить с Богом Его мысли относительно одиночества Адама и поселить в нем страстное стремление к особому дару, который Бог собирался ему преподнести.
Выбирая подходящие имена для всех животных и птиц, Адам заметил, что у каждого была своя пара. Адам также понял, что ни одно животное не годится для интимного общения с ним. У него не было никого, с кем можно было разделить радости рая. И тогда Бог навел на Адама глубокий сон. Пока Адам спал, Бог взял из его тела одно ребро и сотворил из него женщину.
В своих первых записанных словах Адам выразил радость по поводу этого дара Бога, женщины, которая, подобно ему, создана по образу Божьему (Быт. 1:27). То, как Адам воспринял Еву, показывает, что он имел образ Божий. Хотя Адам и спал, он понял, откуда она появилась и как она связана с ним. Он возрадовался этому великолепному дару и согласился с Богом, что такой помощник годен ему во всем.
Это был первый брак. Бог создал из части тела Адама особое существо - женщину, и привел ее к Адаму. Адам принял ее как жену, и она желала стать его женой. То, что этот благословенный союз был не одноразовым, но одним из главных Божьих установлений для всего человечества на все времена, - становится очевидно из повеления Божьего, содержащегося в стихе 24, которое Он, очевидно, провозгласил через Адама. "Поэтому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть".
Брачные отношения начинаются, когда двое людей дают друг другу безоговорочное обещание, и выражаются в прерывании родственных семейных уз ради установления новых. Их безоговорочное обязательство выражается в физическом единении, через которое они обретают радость и которое затем служит как установленный Богом путь передачи дара жизни последующему поколению. По Божьему мнению, сексуальная близость ни в коей мере не является делом случая. Поэтому брак - не человеческое установление и не продукт прогресса или социального развития. Брак - это Божья идея, это Его дар Своим высшим творениям. И из этого следует, что люди не имеют права устанавливать для брака свои собственные стандарты, свои правила его прекращения, или заменять брак иными отношениями.
Адам и Ева были счастливы друг с другом. Хотя на них не было одежды, они не стыдились, потому что полностью контролировали свои сексуальные побуждения, их отношения были полны совершенной любви к Богу и самоотверженной любви друг к другу.
И были оба наги... и не стыдились. До грехопадения первые люди не имели нужды в одежде и не были знакомы с ощущением стыда, который есть уже плод греха (Быт 3:7; Рим 6:21). Все духовные и физические силы первых людей находились в такой чудной гармонии и были так уравновешены, что естественный вид телесной наготы не пробуждал в них никаких нечистых мыслей и грязных пожеланий; а их физическая природа была настолько вынослива и крепка, что не нуждалась ни в каких средствах защиты от атмосферических влияний.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Первородный грех

Каждого мыслящего человека беспокоит вопрос: "Почему в мире существует зло?" Почему люди умирают от рака? Почему террористы, захватив аэропорт, убивают и калечат ни в чем не повинных людей? Почему судам приходится вести эту нечестивую статистику разводов? Кто настраивает человека против человека, мужа против жены, народ против народа? Конечно, не такую жизнь Бог создал на земле.
Каждый день газеты предъявляют нам новые доказательства, что мы не являемся частью прекрасного совершенного творения, созданного любящим Богом. Вместо этого мы представляем собою часть мятежного мира, в котором непослушание Богу - в порядке вещей. Этот мятеж начался, когда один из Ангелов Божьих восстал против Него. Когда он понял, что не в силах навредить Богу, он повел себя, как террорист, взяв невинных заложников. Третья глава Книги Бытие рассказывает трагическую историю о том, как злому ангелу удалось увлечь за собой Божьих детей.
День, в который первые дети Божьи отвернулись от Бога, проявив неверие и открытое неповиновение, - самый печальный день в истории. Эта глава дает нам единственный, хотя и неполный ответ на вопрос: "Почему в мире существует зло?"
 
Верх