Наше понимание Библии

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
5 И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен; я отдала служанку мою в недро твое; а она, увидев, что зачала, стала презирать меня; Господь пусть будет судьею между мною и между тобою.
Испытания Сары ревностью, Сара не поддалась
И сказала Сара Авраму: в обиде моей ты виновен. «Сара наказана за свое нетерпение; она сама предложила мужу свою служанку, чтобы скорей исполнилось обетование, а теперь чувствует, что в доме восстает новая хозяйка. Но, не рассчитав последствий своего действия, она во всем обвиняет теперь Аврама» (Властов).
Господь пусть будет судьею между мною и между тобою. «Слова души огорченной! — говорит Златоуст, — и если б в праотце не было столько любомудрия и он не имел бы великого уважения к Саре, то вознегодовал бы и оскорбился такими жестокими словами. Но этот, достойный уважения, муж все ей простил, зная слабость пола». Впрочем, нетрудно понять и тяжелое душевное состояние Сары, в которой одновременно заговорили и ревность обездоленной супруги, и достоинство оскорбленной госпожи.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
6 Аврам сказал Саре: вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. И Сара стала притеснять ее, и она убежала от нее.
Сара поддалась ревности
Десять лет прошло с тех пор, как Бог призвал Аврама покинуть родную землю, семью и пообещал ему сына. Глава 16 Книги Бытие повествует о другом случае, когда Аврам и Сара преткнулись на пути веры. Чтение об этом не назовешь приятным, и ничего лестного здесь нет ни для Аврама, ни для Сары, но Писание не скрывает слабостей святых Божьих.
Здесь, как видно, инициативу перехватывает Сара. Десять лет - долгий срок для ожидания ребенка, особенно когда тебе 75, а твоему мужу 85. Возможно, Сара сказала Авраму: "Господь обещал тебе сына, который родится от твоей плоти, но Он ничего не говорил о моей. Ведь Он, кажется, совершенно ясно дал понять, что у меня не будет детей".
Сара предполагала свою вину в том, что Божье обещание о сыне не исполняется. Поэтому она решила последовать обычаям того времени, позволявшим бесплодной женщине отдать мужу служанку в качестве второй жены - с тем условием, что дети, рожденные от этого союза, будут принадлежать хозяйке имения. (Обычай не только позволял бездетной жене приводить к мужу служанку, но фактически даже требовал этого. Брачные контракты, обнаруженные археологами на территории древней Нузы (современного Ирака), содержат обещание невесты дать мужу в жены служанку, если сама она не окажется способна иметь детей.)
Отдавая служанку мужу, Сара тем самым употребила человеческие средства для достижения Божьей цели. Ее поступок ударяет в самую сердцевину брака, каким Бог даровал его человечеству - союз одного мужчины и одной женщины до конца жизни. Очевидно, самое худшее заключалось в том, что их план противоречил замыслу Божьему. Аврам согласился с предложением Сары. Подобно Саре, ему нетерпелось видеть осуществление Божьего обещания. И вновь мы здесь видим греховное непостоянство человеческой природы, к которой Бог проявляет милосердие.
По причинам, известным только Ему, Господь во времена Ветхого Завета часто терпел многоженство. В данном случае Он поступил точно так же. Он даже благословил союз Аврама с Агарью, и та забеременела.
Одно из зол многоженства заключается в том, что оно дает свободу низменным чертам человеческой природы. Вместо осуществления своих надежд, Аврам и Сара получили проблемы. Бездетность считалась позором для замужней женщины, и Агарь, по всей видимости, похвалялась беременностью перед своей хозяйкой. Сара, конечно, не ожидала этого.
Но такого рода вещи случаются неизбежно, когда мы полагаемся на свои расчеты, а не верим в Божьи обещания и не покоряемся Его воле. Каждый шаг в сторону от установленного Богом брака, даже если это делается с благими намерениями, приносит горе и разрушение в сердце человека и в его дом.
Реакция Сары естественна. Нам сообщается, что она "притесняла" Агарь. Сара грубо обращалась с Агарью, унижала ее. Агарь, вероятно, была личной служанкой Сары, но после этого, согласно предположению Лютера, ее могли поселить вместе с остальными слугами или поручить ей более низкую работу. Согласно законам того времени, мать-рабыню не могли изгнать из дома. Но рабы иногда убегали, что и предприняла Агарь. Возмущенная и обиженная, она направилась по пустынной дороге к Суру. Согласно строфе 25:18, Сур находился на границе с Египтом. Совершенно очевидно, что она направлялась в дом, где выросла. Возможно, Агарь полагала, что это наилучшее решение проблемы, но у Бога были иные планы.
За перенесенные страдания и послушание Агарь вознаграждается обетованием Бога о благословенном и многочисленном потомстве - "великом народе". Имя Измаила означает "Бог услышал" или "Да услышит Бог" (Быт 17:20).
Вот, служанка твоя в твоих руках; делай с нею, что тебе угодно. Этими словами Аврам благоразумно укрощает начавшуюся домашнюю ссору между госпожой и служанкой, указывая действительную роль первой и ее законные права в отношении к последней.
И Сара стала притеснять ее. Но Сара не нашла в себе достаточного великодушия, а проявила в отношении к Агари некоторую пристрастную суровость. Вот новый пример того, что Писание нисколько не замалчивает и даже не ослабляет и недостатков у праведников.
И она убежала от нее. Гордая служанка не захотела переносить такого унижения и предпочла бегство в пустыню «Сур» (7 ст.), лежавшую на пути между Египтом и Ассирией (25:18; 1 Цар 15:7; 27:8) в северо-западном углу аравийского полуострова, известную теперь под названием «Джифар». По ней вела дорога из Палестины в страну фараонов, куда естественней всего и было направиться Агари, как в свою отечественную страну.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
7 И нашел ее Ангел Господень у источника воды в пустыне, у источника на дороге к Суру.
Ангел Господень. В еврейском подлиннике стоит «Малеах-Иегова», аналогичное другому «Малеах-Элохим» (21:17; 31:11). По вопросу об этом известном деятеле ветхозаветных откровений существует целая огромная литература, все произведения которой делятся на две противоположных категории: в одной отстаивается тот взгляд, что «Малеах-Иегова» был обычным тварным существом, хотя и высшим в чине ангелов; в сочинениях другой категории утверждается та истина, что под формой «Малеах-Иегова» происходили явления самого Бога, именно Логоса или Сына Божия. Представители первого взгляда (Августин, Ориген, Иероним, Гофман, Баумгартен, Толлюк, Делич, Куртц) утверждаются на следующих основаниях: 1) термин «малеах» или «ангел» обычно означает собой класс духовно-тварных существ (19:1; 22:1; Иов 4:18; Пс 90:11; Суд 13:13 и др.) 2) и Новом Завете (Мф 1:20; Лк 2:9) постоянно называется тварный ангел; 3) филологическое происхождение самого термина «малеах» указывает на его зависимое и подчиненное состояние (2 Цар 21:27; Зах 1:12) и 4) наконец, самое откровение Бога под такой человекообразной формой не могло быть понятно тогда, т. е. до пришествия в мир Спасителя. Ни один из этих мотивов не имеет решающей силы. Доказательства представителей другого лагеря (большинство отцов и учителей Церкви, Генстенберг, Кейль, Ланге, Геверник, Нитч, Эбрард, Элер, Баумгартен, Вордсворд, из русских: А. Глаголев, А. Лебедев, Ястребов и др.) сводятся к следующим основным тезисам: 1) «Малеах-Иегова» ясно отождествляет сам Себя с Иеговой (10 ст.) и с Элохимом (22:12); 2) те, кому Он является, обыкновенно принимают Его за самого Бога (13 ст.; 18:23-33; 28:16-22; Исх 3:6; Суд 6:15,20-23; 13:22); 3) библейские авторы постоянно говорят о Нем, как о Боге, называя Его Иеговой (13 ст.; 18:1; 22:16; Исх 3:2 и др.); 4) учение о множественности лиц в Божестве, на которое опирается этот взгляд, находится в согласии и с раннейшими намеками на него (1:26; 11:7), и с позднейшими откровениями; 5) органическое единство двух заветов требует, чтобы центральным пунктом их было одно и то же Лицо, именно Логос — Сын Божий, а не допускает того, чтобы в Ветхом Завете таким лицом было тварное существо — «Малеах-Иегова». Сопоставление аргументов той и другой стороны довольно ясно свидетельствует о перевесе последней, т. е. о понимании «Ангела Иеговы» за один из видов богоявления, именно за ветхозаветную форму личного откровения Сына Божия.
8 И сказал ей: Агарь, служанка Сарина! откуда ты пришла и куда идешь? Она сказала: я бегу от лица Сары, госпожи моей.
Самые слова этого обращения, лучше всякого упрека, должны были привести в чувство забывшуюся рабу.
9 Ангел Господень сказал ей: возвратись к госпоже своей и покорись ей.
«Ангел не осуждает ни Агари, ни Сары, — говорит м. Филарет, — он только восстановляет их взаимные отношения. Из этого можно заключить, что происшедшее между Сарой и Агарью было скорей недоразумение, чем неблагонамеренная ссора; вероятно, Агарь думала, что зачавшей от Аврама неприлично оставаться служанкой; Сара же опасалась, чтобы ее служанка не сделалась ее госпожой» (Властов).
10 И сказал ей Ангел Господень: умножая умножу потомство твое, так что нельзя будет и счесть его от множества.
Весьма важно отметить здесь то, что ангел Господень от Своего лица говорит здесь так, как обычно говорит только сам Бог. Это — одно из главных оснований к признанию божественного достоинства в лице «ангела Господня». Так как Агарь стала женой Аврама, то и она в некоторой доле сделалась наследницей тех обетований о многочисленном потомстве, которые даны были Богом родоначальнику евреев. Это пророчество о потомстве Агари через ее сына Измаила блестяще оправдалось в истории, именно на судьбе тех двенадцати кочевых племен, которые под общим именем измаильтян, а также агарян или сарацин, заняли большую часть Аравийской пустыни (Быт 25:12-16) и неоднократно эмигрировали отсюда в Африку, Испанию, Персию и даже Индию.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
11 И еще сказал ей Ангел Господень: вот, ты беременна, и родишь сына, и наречешь ему имя Измаил, ибо услышал Господь страдание твое;
Вторая половина этой фразы и служит собственно объяснением имени «Измаил», которое в дословном переводе значит: «слышит Бог».
12 он будет [между] людьми, [как] дикий осел; руки его на всех, и руки всех на него; жить будет он пред лицем всех братьев своих.
Он будет между людьми как дикий осел. Дикий осел, или онагр, который неоднократно и художественно изображается в Библии (Иов 39:5-8; Ис 32:14), является, по общему мнению, поразительно жизненным и верным типом бедуина — этого дикого сына пустыни.
Руки его на всех, и руки всех на него. Столь же сильно и картинно изображается и будущая судьба этих кочевников, вся беспокойная жизнь которых чередуется между смелыми набегами и жестокой расплатой за них.
Жить он будет пред лицом всех братьев своих. Потомки двух братьев — Измаила и Исаака — не будут смешиваться между собою, а будут жить отдельно и независимо друг от друга, они будут находиться между собою не всегда в добром, но всегда в близком соседстве.
13 И нарекла [Агарь] Господа, Который говорил к ней, [сим] именем: Ты Бог видящий меня. Ибо сказала она: точно я видела здесь в след видящего меня.
Замечание самого бытописателя, имеющее большую важность в вопросе об установлении личности ангела Иеговы.
Ты Бог видящий меня. Точно такое же значение имеют для нас и эти слова Агари. Кроме того, в них дано исповедание Агарью веры в божественный Промысл и Божие всеведение (Пс 138:11,12; Иов 34:21-22; Ам 9:2-3). Это еще яснее выражено славянским переводом: «Ты Бог, призревый на мя», т. е. явивший на мне Свою промыслительную силу.
14 Посему источник [тот] называется: Беэр - лахай - рои. Он находится между Кадесом и между Баредом.
Собственное имя этого источника в славянском тексте заменено переводом, объясняющим смысл его названия: «идеже предо мною видех»; отсюда ясно, что Агарь, по общепринятому на Востоке обычаю, для увековечения воспоминания о бывшем ей у источника богоявлении, переименовала в честь его и самый этот источник.
Колодезь Агари, упоминаемый в Библии еще дважды (24:62 и 25:11), по мнению одного ученого географа Палестины (Реландау Риттера), вероятнее всего будет видеть в источнике Аин-Кадес, в долине, лежащей на юг от Вирсавии, по которой идут караваны из Сирии к Синаю и которую арабы называют «Милхи» или «Мувельх», именем, которым они обозначают и Агарь, и где они показывают пещеру — «ложе Агари». Беэр-лахай-рои — источник Живого, видящего меня.
15 Агарь родила Авраму сына; и нарек [Аврам] имя сыну своему, рожденному от Агари: Измаил.
Вразумленная бывшим ей откровением, Агарь возвратилась в дом Аврама, примирилась с Сарой и скоро сделалась матерью, родив сына, которого Аврам, согласно данному в откровении повелению, назвал Измаилом. Этим самым удостоверяется и реальность бывшего Агари видения.
16 Аврам был восьмидесяти шести лет, когда Агарь родила Авраму Измаила.
Измаил - ислам; родоначальник кочевых арабских племен
Агарь, очевидно, не успела уйти далеко по пустынной дороге, как повстречала "Ангела Господня". Моисей дает нам повод думать, что это был не просто один из Ангелов, сотворенных Богом. Прежде всего, он говорил как Бог: "Возвратись к госпоже своей... (Я) умножу потомство твое". Господь в Ветхом Завете обращался к людям через многих посланников, но никто из них никогда не вел себя как Бог. Агарь поняла, что Ангел Господень - это Сам Бог. Она сказала: "Ты Бог видящий меня". Это одно из многих явлений в Ветхом Завете Ангела Господня, второго Лица Святой Троицы, Сына Божьего.
Через 20 столетий этот небесный Посланник навсегда принял человеческий облик, родясь от простой еврейской девушки. Но Писание учит, что Спаситель действовал задолго до того, как Мария родила своего Ребенка в Вифлееме, - например, участвуя в сотворении мира. Здесь мы также узнаем, что во времена Ветхого Завета Он наблюдал за тем, чтобы события развивались согласно Божьим замыслам.
У Спасителя было несколько причин явиться этой одинокой испуганной девушке. Прежде всего, чтобы показать, что Он ее не покинул. Желая обуздать ее своеволие, Он велел ей вернуться к Саре - эта дисциплинарная мера входила в Божий замысел относительно нее. И напоследок Божественный Посланник дал Агари чудесное обещание о будущем. Ради Аврама Бог щедро благословит ее. У нее родится ребенок, которым она беременна. И этот ее сын станет прародителем многочисленного потомства. Его имя Измаил будет служить постоянным напоминанием о том, что Бог увидел ее отчаяние и ответил на ее мольбу. Ангел также кратко сообщил Агари о сыне, которого она носила под сердцем. Он будет "между людьми, как дикий осел", - независимый, всегда стремящийся к свободе, не желающий жить оседло, враждебно настроенный к своим родственникам и соседям. Это сообщение могло быть предостережением для Агари, чтобы она сдерживала соответствующие проявления его характера, когда обнаружит их в своем сыне.
Агарь выразила благодарность Спасителю за новое явление Его милости. Она нарекла новым именем Господа, Который явился ей. Из стиха 15-го мы видим, что Агарь, вразумленная Богом и послушная Ему, вернулась в дом Аврама и покорилась Саре.
Аврам был восьмидесяти шести лет. Замечание бытописателя, почерпнутое им, вероятно, из традиции, ревниво сохранявшей все детали из жизни этого самого популярного на всем Востоке патриарха (17:24-25).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Бог подтверждает Свое обещание, устанавливая Завет

Глава 17

1 Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен;
Ходи предо Мною и будь непорочен - моральные требования стали неотъемлемой частью религии Авраама. Однако в семейном быту патриарха можно видеть отдельные черты, которые христианину могут показаться далекими от нравственного идеала. Здесь следует помнить, что преобразование Богом жизни избранного народа началось не с изменения внешних обычаев, а с воспитания чувства преданности Ему и веры. Вера впоследствии будет преобразовывать жизнь.
«Для чего Бог медлил столько времени? — задается вопросом св. Иоанн Златоуст и тут же отвечает на него: для того, чтобы мы узнали не только терпение и великую добродетель праведника, но и беспредельное всемогущество Божие. Когда уже изнемогла природа и стала неспособной к деторождению, потому что тело Аврама увяло и иссохло от старости, — тогда только, открывая вполне всю добродетель праведника и являя Свою силу, Бог исполняет Свои обетования» (Беседа XXXIX, 426 с.).
Я Бог Всемогущий. В еврейском тексте — «Эл-Шаддай». Это новое божеское имя, которым в Ветхом Завете обозначался Бог завета и откровения, т. е. Иегова, со стороны Своей всемогущей зиждительно-промыслительной силы (schadad — быть сильным, крепким) или устойчивой крепости и верности Своих обетовании (28:3; 35:11; Исх 6:3).
Ходи предо Мною и будь непорочен. Смысл и значение этих нравственных заповедей известны нам по примерам их осуществления двумя великими раннейшими праведниками Енохом (5:24) и Ноем (6:9).
2 и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя.
Или, как следует перевести ближе к подлинному тексту: «и дарую завет Мой», т. е. дарую исполнение того самого завета, который Я благоволил некогда заключить с тобой (15 гл.; речь, очевидно, идет о главном пункте этого завета — о рождении Исаака и происхождении от него многочисленного потомства, о чем и говорится дальше.
3 И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал:
Согласно пониманию древних, имя не есть просто название данного лица - оно определяет его индивидуальность или назначение. Переименование свидетельствует о перемене его назначения (ср. Быт 17:15и Быт 35:10). Хотя Аврам и Авраам представляют как будто две формы одного имени, означающего "он велик по отцу", имя Авраам объясняется здесь как созвучное "абхамон" (отец множества).
Это выражение глубокого смирения, радостной благодарности и доверчивого преклонения пред неисповедимыми судьбами божественного Промысла (17 ст.; 24:52; Чис 16:22; Лев 9:24; Руфь 2:10).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
4 Я - вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов,
Повторяя Свой завет с Аврамом, Бог теперь более раздельно излагает его условия и обязательства для каждой из двух договаривающихся сторон, благоволя начать это с самого Себя («Я — вот завет Мой»).
Ты будешь отцом множества народов. Бог обещает Авраму, что он станет не только отцом многочисленного еврейского народа, но и целого ряда других народов, как то: измаильтян, идумеев и агарян, а также и «отцом всех верующих», как обрезанных, так и необрезанных, но соединенных с ним верой в Господа Иисуса Христа (12:2; 13:16; 15:5; Рим 4:11-12; 9:7-8).
5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов;
Но будет тебе имя: Авраам. Соответственно обычаю древних восточных владык, которые переименовывали возвышаемых ими слуг (41:45; Дан 1:7 и др.), и Бог, возвышая Аврама до завета с Собою, дает ему новое имя, которое к тому же имеет ближайшие отношение и к содержанию самого обетования. Прежнее имя: «Аврам», что значит «высокий отец», изменяется в новое: «Авраам» (собственно Абрагам — Abraham), что значит «отец множества», разумеется — множества обещанных ему потомков.
6 и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя;
Повторяя в более сильных выражениях уже неоднократно высказанную мысль (4 ст.), Бог делает и добавление к ней, указывая на происхождение царей из потомства Авраама, под которым ближе всего, конечно, разумеются иудейские и израильские цари, а затем — целый ряд правителей других происшедших от него племен.
7 и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя;
Слово «век» в библейском употреблении имеет свой, более узкий, чем обычный, смысл: оно указывает на завершение или окончание известного периода, после которого имеет открыться новый «век», т. е. начаться новый период (Евр 1:3). В данном случае «вечность» завета означает продолжение его до конца периода ветхозаветной церкви и до наступления новозаветных времен; по отношению же к сим последним оно имеет абсолютное значение, при условии соответствующих изменений (Мф 28:20; 1 Кор 15:28).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
8 и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом.
Тринадцать лет прошло после рождения Измаила, по всей видимости, без последующих Божьих откровений Авраму. Двадцать четыре года минуло с тех пор, как Господь впервые явился Авраму с обещанием, что он станет прародителем Спасителя. Авраму было уже 99 лет, а Саре 89. С человеческой точки зрения, ни малейшей надежды на то, что они когда-нибудь родят, не оставалось. Мартин Лютер однажды сказал: "Это по Божьи - опустошить человека, прежде чем наполнить его Своим благословением". Теперь Бог решил, что настало время для чудесной вести относительно Его Завета.
Бог вновь явился Авраму. Он назвал Себя необычным именем, по-древнееврейски - "Эль-Шаддай", - имеющим, по всей видимости, в основе глагол со значением "проявлять мощь, быть сильным". Бог, явившийся с доброй вестью к Авраму, - это Бог, способный заставить природу выполнять Свои повеления.
"Будь непорочен". Слово, переведенное как "непорочный", означает "совершенный", - Эль-Шаддай требовал от Аврама жить всю жизнь перед Богом в вере, что безгранично сильный Бог заставит даже природу делать то, что ей противоречит.
Бог ранее заключил с Аврамом Завет, скрепляющий договор, в котором принял на Себя обязательства перед Аврамом и его потомками. Бог торжественно подтвердил тот Завет. Теперь наступило время реализации этого Завета, его исполнения.Для Аврама это означало, что близится рождение сына, которого он ожидал четверть столетия.
Услышав столь чудесное благовестие, Аврам смиренно "пал на лице свое". Если бы не милость Божья, как бы мог он, сотворенный из праха земного, иметь надежду на многочисленное потомство, в котором Одним из потомков будет Спаситель мира? Смиренное благоговение - единственно возможное поведение грешника в присутствии Божьем. Как ужасно, что зачастую мы на богослужении приближаемся к великому Богу без такого отношения! Забывая о своей ничтожности и никчемности, мы перестаем восхищаться величием чудесной благодати Божьей, и наше поклонение становится внешним.
Торжественное заключительное обещание, которым заканчивается ряд обязательств завета со стороны Бога. Вечность обладания Палестиной имеет точно также условный характер, простирается до конца отдельного и самостоятельного существования еврейского государства.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Печать Завета: от Аврама к Аврааму

Подтверждая, что Сын Завета вскоре будет рожден, Бог изменил имя Аврама. Он более уже не назывался Аврамом ("возвышенным отцом"), - теперь стал Авраамом ("отцом многих [народов]"). Такая перемена имени была знамением Завета, гарантией, что Бог исполнит данное обещание. Если Он откажется от Своего обещания Завета, имя "Авраам" будет постоянно свидетельствовать против Него. Но, имея возможность заглянуть в прошлое, мы можем видеть, сколь прочным был этот Завет. Авраам действительно стал прародителем множества потомков. Некоторые из них кровные - израильтяне, идумеи, арабы. Другие - духовные потомки Авраама, наследующие его веру. Апостол Павел писал христианам Рима: "[Авраам] есть отец всем нам" (Рим. 4:16).
Авраам простерся ниц, слыша благую весть, в которую трудно было поверить: "Цари произойдут от тебя". На ум сразу же приходит царская ветвь Давида, достигающая наивысшей своей точки в великом Потомке Давида, Царе царей, Иисусе Христе.
Аврааму не следовало думать, что эти благословения были особой милостью Божией, дарованной только ему. Бог пообещал, что этот торжественный договор с Авраамом сохранит силу также и для его многочисленного потомства, включая и тех, кто в данный момент читает эту книгу. Бог Завета всегда будет источником бесконечной благодати для павших детей Адама и Евы.
На четверть века ранее Бог обещал Аврааму, что его потомки получат во владение землю, на которой Авраам был пришельцем. Но с того времени не существовало никаких признаков исполнения этого обетования. Бог счел необходимым его возобновить.
Вследствие великой путаницы в современном религиозном мире относительно права на владение Святой Землей, следует вновь упомянуть о двух неразрывно связанных обещаниях Божьих: "Потомству твоему отдам Я землю сию", - и: "Я буду Богом твоим и потомков твоих". Когда в последующие годы потомки Авраама отвергли второе обещание, они также утратили право на первое. Но пока они сохраняли преданность своему истинному Богу, им принадлежало уверение, что Ханаанская земля останется их домом на неограниченный срок.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Печать Завета: обрезание

9 И сказал Бог Аврааму: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их.
10 Сей есть завет Мой, который вы [должны] соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя: да будет у вас обрезан весь мужеский пол;
Обрезание было вначале обрядом, подготавливающим к браку и к посвящению в члены данной общины. Пролитие крови свидетельствовало о прочности заключенного между людьми союза. У израильтян этот обряд стал знаменовать вступление в Союз-Завет Авраама и избранного народа с Богом, принадлежность к общине, исповедующей одну веру. В евр понимании кровь священна, ибо в ней жизнь: "душа тела в крови" (Лев 17:11; Лев 17:14), "кровь есть душа" (Втор 12:13). Кровь, текущая из органа, передающего жизнь, означает посвящение Богу жизни, принятой как дар. Обрезание стало "знаком", напоминающем Богу (как и радуга: Быт 9:16-17) о Его Завете, а человеку - о его принадлежности к избранному народу и вытекающих из этого обязательствах. В НЗ обрезание заменено крещением (Деян 15).
Вся суть этих требований сводилась к одному основному — к соблюдению обрезания, которое во внешнем символическом действии заключало сущность этого завета. С внешней своей стороны обрезание, прежде всего, было тем пролитием крови, которое считалось важной гарантией прочности подобных союзов и у людей. Затем, по самой связи фактов и цели его установления, обрезание должно было служить постоянным и наиболее, так сказать, ощутительным напоминанием о том завете с Богом, в которой некогда вступил отец верующих, а в его лице и все его потомство (11 ст.). Наконец, обрезание было знамением завета и в том смысле, что оно являлось внешним отличительным признаком принадлежности к богоизбранному народу и вступления в ветхозаветную церковь. Еще важнее было идейное, внутреннее значение обрезания; хотя с этой стороны оно, по всей вероятности, еще долго не сознавалось во всей своей силе, будучи раскрыто только позднее, отчасти у пророков и главным образом у ап. Павла (Лев 26:41; Втор 10:16; 30:6; Ис 52:3; Иер 4:4; 9:25; Иез 44:7-9; Деян 7:51; Рим 3:2; 4:11; Флп 3:3; Кол 2:11-12 и др.). В этом отношении обрезание, состоявшее в отсечении крайней плоти детородного органа, символизировало собой отсечение плотских похотей и нечистых пожеланий, или, как это выразительно называет Библия, — «обрезание сердца» (Втор 10:16; Рим 2:29 и др.). Во-вторых, вводя некоторое освящение в самый источник чадорождения и изображая собой «совлечение тела греховного плоти» (Кол 2:11), обрезание, с одной стороны, указывало на наследственную греховность, в которой мы все зачинаемся и рождаемся (Пс 50:7), с другой таинственно предзнаменовывало новозаветное крещение, омывающее эту наследственную, прародительскую порчу (Кол 2:11-12). В-третьих, в приложении к предмету обетования, т. е. к потомству, обрезание имело тот смысл, что указывало как бы на устранение или ослабление всяких естественных средств его осуществления и тем самым очевиднее открывало особое действие божественной благодати в исполнении этих обетовании. Наконец, значение этого последнего основания получало особенную силу в отношении к главному «Семени» Авраама, т. е. к божественному лицу Господа Иисуса Христа, имевшему родиться не от похоти плотской, не от похоти мужской, но от Св. Духа и Марии Девы, т. е. с устранением всякого мужского участия. Отсюда, митр. Филарет с полным правом мог назвать обрезание «отрицательным выражением понятия о Семени жены».
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
11 обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами.
Родство по крови. Чтобы брат узнал брата.
12 Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий [младенец] мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого - нибудь иноплеменника, который не от твоего семени.
Восьми дней от рождения. Следовательно, обрезание совершалось спустя неделю после рождения, и это соблюдалось настолько строго, что ради обрезания нарушался даже покой субботнего дня (Ин 7:22-23).
Младенец мужеского пола. Этим, между прочим, обрезание у евреев отличается от обрезания у египтян и других древних народов, где оно практиковалось и относительно женщин.
13 Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным.
О рожденных в доме Авраама, т. е. низших слугах и домочадцах, нам уже известно из раннейшего повествования (16:14); но, очевидно, после этого у него появились и рабы, купленные за серебро. Как те, так и другие считаются одинаково принадлежащими к дому Авраама, а потому вместе с ним принимают участие и в завете. Доступ в этот завет сыновей бывших иноплеменников преобразовательно знаменует вступление в новозаветную Церковь всех народов и состояний.
14 Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, [ибо] он нарушил завет Мой.
Давая еще одну гарантию соблюдения Завета, Бог заповедал Своему народу обрезание в качестве еще одного знамения Завета. Но из этого не следует, что прежде обрезание не было известно в древнем мире. Обрезание существовало и у других древних народов. Они производили его либо в гигиенических целях, либо как свидетельство достижения половой зрелости, что практикуется и по сей день. Желая установить знамение торжественного договора, заключенного с потомками Авраама, Бог избрал этот широко практикуемый обряд в качестве символа Своего Завета.
Подробные установления Божьи невозможно было понять превратно, - ничего не было оставлено на усмотрение Авраама. Был избран мужской детородный орган, через который грех передается от отца к ребенку. Жизнь нуждается в очищении с самого начала.
Среди потомков Авраама обрезание было еще одним знаком, удостоверяющим неизменность Завета Божьего, - подобно тому, как у нас Крещение является ежедневным свидетельством того, что Бог избрал нас, чтобы мы принадлежали Ему. Древние соглашения обычно записывались на глиняных табличках, это соглашение запечатлевалось в человеческой плоти.
К тому же, обрезание символизировало устранение нечистоты, внутреннего противостояния Богу. Святой Павел называет его "печатью праведности чрез веру" (Рим. 4:11). Израильтянин, не пожелавший иметь такой знак Завета на своем теле, считался отвергнувшим Завет Божий и подлежал отделению от Божьего народа: "Истребится душа та из народа своего" (см. Исх. 31:14,15).
Когда пришел Христос, Ходатай Нового Завета, обрезание утратило свое значение. Тень была заменена реальностью. На Иерусалимском соборе ранняя Христианская Церковь твердо противостала тем, кто заявлял: "Если не обрежетесь по примеру Моисееву, не можете спастись" (Деян. 15:1).
«Истребится» — в подлиннике выражено термином, означающим «да будет отсечена», чем дается мысль не столько об истреблении или смерти, сколько об отделении от израильского общества, изгнании из него и своего рода религиозно-гражданской смерти (Исх 12:15,19; Лев 7:20,21,25; 23:29; Чис 9:13; 15:30).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Печать Завета: от Сары к Сарре

15 И сказал Бог Аврааму: Сару, жену твою, не называй Сарою, но да будет имя ей: Сарра;
Сарра означает "мать всех нас".
Согласно народному пониманию Сара и Сарра - две формы имени, означающего "княгиня". Сарра будет матерью царей (Быт 17:16).
Но да будет имя ей: Сарра. По тем же самым побуждениям, как раньше Аврааму (5 ст.), Бог благоволит теперь дать новое имя, или, точнее, переименовать старое, и его жене. Ее прежнее имя буквально с еврейского звучало: «Сарай» и означало «госпожа моя»; теперь же ей дается имя: «Сарра», что значит «госпожа» вообще, т. е. не одного только Авраама и его дома, но и всего множества имеющих произойти от нее племен и царей, как видно из контекста.
16 Я благословлю ее и дам тебе от нее сына; благословлю ее, и произойдут от нее народы, и цари народов произойдут от нее.
17 И пал Авраам на лице свое, и рассмеялся, и сказал сам в себе: неужели от столетнего будет сын? и Сарра, девяностолетняя, неужели родит?
Смех Авраама и Сарры (Быт 18:12; ср. Быт 12:6) происходит от удивления этим, казалось бы невероятным, обетованием. В ответ Бог исполняет предреченное Им и велит Аврааму дать сыну имя Исаак, сокращенную форму слов "Бог улыбнулся" или "Да улыбнется Бог" (несов. форма), т.е. - "Да будет благосклонен".
«В знак благоговения и благодарности к Богу, изрекшему обетование, Авраам повергается перед Ним. Слова же, какие при сем были у Авраама в мысли, выражают не то, что в душе его возникло сомнение в истине обетования Божия, а радостное изумление перед величием обетования: от радости, переполнившей его душу, он себе, своим ушам не верит, слыша уверение от Бога о рождении сына от него и от жены его в таком возрасте, когда оба они уже омертвели для чадородия» (Рим 4:19; еп. Виссарион).
18 И сказал Авраам Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицем Твоим!
Не смея, по своей скромности, верить всей полноте своего счастья, Авраам готов удовольствоваться меньшим, — именно, не ждать себе нового сына, а перенести все эти обетования и надежды на имеющегося уже Измаила. «Оба мы получили достаточное утешение, когда родился Измаил, — комментирует мысль Авраама св. Златоуст, — да будет же этот, данный нам от Тебя сын, жив пред Тобою; и мы будем иметь достаточную отраду, и жизнь его утешит нашу старость» (Беседа XL).
19 Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него.
И ты наречешь ему имя: Исаак. Повторяя Свое обетование Аврааму о рождении у него сына, Господь на этот раз еще яснее и определеннее говорит, что сын обетования будет собственным сыном его и девяностолетней жены его Сарры, при чем впервые определил и имя этого сына — «Исаак», а двумя стихами ниже указал и самое время его рождения, сказав, что он произойдет ровно через год после данного предсказания (21 ст.). Имя «Исаак» с еврейского языка значит «смех, или радость» (собственно это форма futurum — «он воссмеется, возрадуется») и, очевидно, в самом себе носило указание на радость престарелых его родителей по поводу его рождения, радость, выразившуюся, между прочим, и в смехе их обоих (17 ст. и 18:12). Не иное что, как именно это, имел в виду и сам Спаситель, когда говорил об Аврааме, что «он рад был увидеть день Мой и увидел и возрадовался» (Ин 8:56).
20 И о Измаиле Я услышал тебя: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ.
Измаил - отец многочисленного народа
Первая половина этой фразы в еврейском подлиннике имеет вид повторения одного и того же, ибо имя «Измаил» значит — «Бог слышит». Этому сыну Авраама по плоти точно так же преподается божественное благословение и сопровождающие его блага великого размножения: как бы в соответствие двенадцати коленам израилевым ему обещается происхождение двенадцати князей, т. е. начальников племен, или шейхов (25:12-16). Но, по справедливому замечанию м. Филарета, «благословение Исааково и Измайлово разнствуют между собой, как обетования благодатные, духовные, вечные и дары естественные, временные».
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
21 Но завет Мой поставлю с Исааком, которого родит тебе Сарра в сие самое время на другой год.
Т. е. не со всем потомством Авраама, — хотя и было оно все обрезано, — а только с тем, которое имело произойти от Исаака, как сына обетования и веры.
22 И Бог перестал говорить с Авраамом и восшел от него.
И Бог перестал говорить... и восшел. Эта человекообразная форма говорит о прекращении богоявления.
Время от времени Бог обращался к Аврааму, укрепляя его веру в Свое обещание. Каждый раз через общение с Господом Аврааму глубже открывался великий Божий замысел, а его вера обретала все большую опору. В строфах, которые мы здесь видим, Бог наконец-то произносит слова, которые Авраам так жаждал услышать.
Прежде чем их произнести, Бог установил дополнительное свидетельство Завета, - изменил еще одно имя. Сейчас мы не можем точно определить различие между именами Сара и Сарра. Нам лишь известно, что Сарра переводится как "госпожа" [или "княгиня".]. Если жене Авраама суждено было стать матерью царей, она заслуживала столь высокий титул, и теперь она получила его.
Главное, в чем состояла Божья благая весть, заключалось в словах: "Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак... Родит тебе Сарра в сие самое время на другой год". Из этих слов ясно, почему вначале Бог представился Аврааму как Эль-Шаддай (Бог Всемогущий). Божье благословение, заключенное в даровании сына этой престарелой чете, касалось восстановления их детородных способностей.
И теперь, услыхав долгожданное обещание, Авраам рассмеялся. Уместен ли смех в ответ на столь серьезное и важное обещание? Смех Авраама был неожиданным выражением величайшей радости, порожденной в нем Божьими словами. Авраам, вероятно, подумал: "Каждый знает, что 99-летняя старуха не может иметь детей, но никто не сказал об этом Богу!". И тело его сотряслось от смеха. Его вопрос (строфа 17) порожден не сомнением, а радостным изумлением.
Но неожиданно его посетила тревожная мысль, чело его нахмурилось и смех умолк. Бог сказал о сыне Сарры как о наследнике обещаний - значило ли это, что другой сын Авраама лишится Божьего благословения? Все же, Измаил был первенцем Авраама, в течение тринадцати лет он оставался единственным его сыном. Не будет ли он забыт? Авраам желал благословения также и для Измаила.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Печать Завета: обещанный сын назовется Исааком

В Божьем ответе содержалась двойная весть. Он дал Аврааму еще одно свидетельство Завета. Авраам рассмеялся от радости, когда узнал, что через год Сарра будет держать на руках ребенка, теперь же он узнал, что имя ребенку будет Исаак ("смех").
Бог также удовлетворил желание Авраама о благословении для Измаила. Ради Авраама Бог обещал умножить потомков Измаила до великого народа с двенадцатью князьями (см. 25:12-16). При этом Бог вновь подтвердил, что сыном обещания, важным звеном между Авраамом и Спасителем, будет Исаак.
И с этим Бог оставил Авраама. Господь оказал ему доверие. Он доверил ему священные тайны, тайны Своей власти, Своей мудрости, Своей благодати. Поведав ему больше об обещанном семени и дав несколько подтверждений Завета, Бог укрепил веру Авраама.
23 И взял Авраам Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме своем и всех купленных за серебро свое, весь мужеский пол людей дома Авраамова; и обрезал крайнюю плоть их в тот самый день, как сказал ему Бог.
Замечание бытописателя, свидетельствующее о быстром и неуклонном исполнении Авраамом божественного повеления, само, в свою очередь, говорит о силе послушания и пламенности веры патриарха, которые не знают промедления и затруднения (Иак 2:22-24). Существовал ли где-либо до сего времени этот довольно мучительный обряд (напр., у египтян, на что особенно любят ссылаться рационалисты) или он только впервые вводится здесь Богом — трудно решить окончательно; одно только несомненно, что у евреев его в данный момент не было, и что он возник у них с совершенно особенным характером, резко отличающим его как по внешности, так и еще больше по духу, от аналогичных с ним религиозно-бытовых обрядов, практиковавшихся у других народов древности.
24 Авраам был девяноста девяти лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
Отмечая это важнейшее событие в жизни Авраама, священный историк, по обычаю, указывает и его хронологическую дату, которая тем более поучительна, что свидетельствует о выдающейся силе веры патриарха, если он в такой глубокой старости решил произвести над собой эту мучительную и опасную операцию.
25 А Измаил, сын его, был тринадцати лет, когда была обрезана крайняя плоть его.
Живым памятником этого служит сохраняющийся у арабов — потомков Измаила и других магометанских народностей — обычай обрезания мальчиков по достижении ими тринадцатилетнего возраста.
26 В тот же самый день обрезаны были Авраам и Измаил, сын его,
Заключительные стихи представляют собой повторение вышесказанного — прием, довольно обычный в Библии в тех случаях, когда идет речь о каком-либо особенно важном деле.
27 и с ним обрезан был весь мужеский пол дома его, рожденные в доме и купленные за серебро у иноплеменников.
Теперь вера Авраама претворялась в дела. Бог заповедал обрезание, но при том не установил для него крайнего срока. Авраам позаботился о том, чтобы в тот же самый день все мужчины в его доме получили печать Завета. Приводя большое количество подробностей, Моисей показывает нам, что послушание Авраама было полным, незамедлительным и радостным. И что наиболее важно, - оно происходило от его веры в Божье обещание.
Бог не призывает нас слепо следовать за Ним. Христианская вера - это не прыжок в неведомое. Как и Авраам, мы имеем Божье Слово, Его обещание. Подобно Аврааму, относясь к Нему с доверием и послушанием, мы можем повторить вслед за Апостолом Павлом: "Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой" (2 Тим. 1:12).
Мартин Лютер однажды заявил: "Нет более печального состояния ума, чем сомнение". Сомнение ставит под вопрос Божье обещание, Его Слово, ослабляет нашу приверженность обещанным нам Божьим благословениям. Являясь Аврааму, Бог успешно преодолевал его мучительные сомнения. Но был еще один член Авраамовой семьи, чья вера нуждалась во внимании Божьем и Его помощи. И для освобождения веры Сарры от сомнений и несовершенства Бог еще раз посетил дом Авраама в Хевроне, на юге Ханаана.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Главу 18 помещу позже
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
Глава 18

1 И явился ему Господь у дубравы Мамре, когда он сидел при входе в шатер, во время зноя дневного.
Явление трех мужей, которым Авраам воздал поклонение, рассматривается многими Отцами Церкви как предвозвещение тайны Пресвятой Троицы, полное откровение о которой было дано в НЗ.
И явился ему Господь у дубравы Мамре. Замена здесь собственного имени Авраама личным местоимением — «ему» свидетельствует о том, что данная глава стоит в самой тесной связи с предшествующей и составляет как бы ее продолжение. Но самые начальные слова главы не оставляют сомнения в том, что здесь идет речь о новом богоявлении, хотя и бывшем вскоре за предшествующим (14 ст., срав. 17:21). Местом этого богоявления была та самая дубрава союзника Авраамова аморреянина Мамре, в которой поселился Авраам по возвращении своем из Египта (13:18; 14:13) и которая находилась в окрестностях Хеврона.
Когда он сидел при входе в шатер (свой), во время зноя дневного. Упоминание о времени этого богоявления, именно о том, что оно происходило не во сне, и не ночью, а днем и даже в середине дня, по мнению экзегетов, устанавливает его полную реальность. Самые же детали этой картины как нельзя лучше совпадают с обычаями и нравами древнего Востока, жители которого любили выходить в послеполуденные часы дневного зноя под прохладную тень своих палаток и поджидать здесь гостей, нуждающихся в подкреплении и покое (19:1; 1 Цар 11:11).
2 Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли,
Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Все эти глаголы «возвел, взглянул, увидел» еще больше усугубляют высшую реальность данного явления. Кто были «три мужа», явившиеся Аврааму? На это отвечают неодинаково: некоторые из древних толкователей хотели видеть в них раздельное указание на три Лица Св. Троицы (Иустин Философ, Амвросий, Кирилл и др.); но большинство других основательнее думает, что только один из числа этих трех странников был Лицом божественным (16 ст., 25 ст.; 19:1), два же остальных были ангелами (19:1). По всей вероятности, первенствующий гость Авраама был «Ангел Иеговы», Логос или Второе Лицо Пресв. Троицы, благоволивший на этот раз принять лик ангельский, по подобию того, как впоследствии Он воспринял естество человеческое.
Увидев, он побежал... и поклонился до земли. Все это признаки обычного, хотя и высокого, восточного гостеприимства, а отнюдь не доказательство того, что Авраам узнал в лице этих простых странников особых небесных гостей, как это думают некоторые. Против этого горячо восстает св. Иоанн Златоуст: «никто из слушающих это не унизит добродетели праведника, предполагая, будто он говорил так потому, что знал, кто были те путники. В таком случае, как я уже много раз говорил, не было бы ничего и великого... Но то дивно и необычайно, что он говорит такие слова, обращаясь с ними, как с людьми» (Беседа XLI). Действительно, приглашение Авраама посетить его кущу, омовение ног странникам и предложение им пищи — все это черты радушного гостеприимства, рассчитанного на обыкновенных людей. Аналогичные этому примеры можно находить и в др. местах Библии (23:1; 33:6,7; 43:6; Мф 25:40; Лк 14:13).
3 и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего;
Текст русской Библии, по-видимому, предполагает обращение со стороны Авраама к одному из странников, как к Господу. Равным образом стоящее здесь в еврейском подлиннике слово: «Адонай» (с гласной «камец») обычно составляет обращение к Богу, а не к простому человеку (наподобие нашего — «господин мой»). На вопрос, почему Авраам, видя трех мужей, обращается только к одному со своим приветственным приглашением, прекрасно отвечает св. Иоанн Златоуст, говоря: «Не удивляйся и тому, что праведник, принимая трех странников, говорит: «Господи», обращаясь как бы к одному. Может быть, один из пришедших казался важнее других; к нему поэтому и обращает праведник свою просьбу. Но далее он обращает свою речь ко всем вообще» (см. 4-5 ст.).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
4 и принесут немного воды, и омоют ноги ваши; и отдохните под сим деревом,
Омовение ног в знойной и пыльной Палестине, где обувью служили лишь одни легкие сандалии, было делом необходимости и первым долгом гостеприимства (24:32; 43:24). «Сердце» в Библии рассматривается, как центр всех жизненных отправлений, и выражение — «подкрепить сердце» равносильно нашему «подкрепить силы» (Суд 19:5; Ис 103:15 и др.).
5 а я принесу хлеба, и вы подкрепите сердца ваши; потом пойдите; так как вы идете мимо раба вашего. Они сказали: сделай так, как говоришь.
6 И поспешил Авраам в шатер к Сарре и сказал: поскорее замеси три саты лучшей муки и сделай пресные хлебы.
Три саты составляли одну «ефу», приблизительно около 30 фунтов нашего веса; судя по другим местам Библии, можно думать, это было обычное количество муки, употреблявшееся у евреев для приготовления хлебов (Мф 13:33). Под пресными же хлебами здесь, очевидно, разумеются те лепешки, которые и теперь обычно изготовляются арабами в несколько минут, при приемах почетных гостюй.
По поводу тех мелких подробностей, которыми изображаются картины угощения Авраамом его неожиданных гостей, св. Златоуст замечает: «смотри, как все делается со скоростью, с пламенным усердием, с радушием, с радостью и большим удовольствием!.. Сам все делает и предлагает! Он даже не признал себя достойным сесть вместе с ними, но, когда они ели, он стоял пред ними под деревом. Какое величие страннолюбия! Какая глубина смирения! Какая возвышенность боголюбивой души!»
И они ели. Это не призрачное или только аллегорическое вкушение пищи, как то думали некоторые толкователи (Иосиф Флавий, Филон, Ионафан, Иустин Философ), но действительное и реальное ее принятие, наподобие того, как вкушал пищу и Господь Иисус Христос, являясь ученикам по Своем воскресении (Лк 24:43) со Своею преображенной плотью, проходившей даже через запертые двери (Ин 20:19).
7 И побежал Авраам к стаду, и взял теленка нежного и хорошего, и дал отроку, и тот поспешил приготовить его.
8 И взял масла и молока и теленка приготовленного, и поставил перед ними, а сам стоял подле них под деревом. И они ели.
В полдень, самую жаркую часть суток, отдыхая, Авраам сидел в тени, у входа в шатер. Возможно, он задремал, а может - был погружен в размышления о чудесном обещании, полученном им от Бога. Приятно было размышлять о том, что через год Сарра родит ему малыша-сына. Так или иначе, неожиданно он увидел перед собой трех путников, остановившихся возле его шатра. Хеврон находился на главном пути с севера на юг, проходившем вдоль Иудейских гор, и время от времени здесь встречались путники, нуждавшиеся в пище и крове. Послание к Евреям (13:2) сообщает нам, что Авраам лишь впоследствии понял, кем были его гости. Они явились в человеческом облике, но один был Сам Господь (см. стих 13), а двое других - Ангелы (см. 19:1). Обычай тех дней требовал, чтобы путник ожидал приглашения войти на некотором расстоянии от шатра кочевника.
Авраам приветствовал трех путников смиренно и вежливо. Согласно нашим обычаям, его приглашение и особенно гостеприимство могли бы показаться чрезмерными, но, возможно, наши обычаи нуждаются в пересмотре. Любящий своего Господа христианин будет относиться к людям не как к вещам, используемым ради своей выгоды, но как к творениям Божьим, любимым Им и, следовательно, любимым нами. Не делает нам чести, если мы проявляем равнодушие к жизни других людей.
Неожиданно в этот дремотный час дня в доме Авраама стало оживленно. Моисей описывает приготовление пищи, на которое, должно быть, ушло несколько часов. Авраам велел Сарре взять три саты муки - более чем 36 кг - и испечь хлеб.
На этом столе не будет недостатка в пище! Он сам побежал к стаду, выбрал нежного теленка, велел своим людям заколоть его и приготовить для стола. Трапеза, устроенная им для своих гостей, завершалась сыром и молоком.
"Они ели". Какую снисходительную любовь передают эти два слова! Три гостя ели испеченный Саррой хлеб и нежного тельца. Эта сцена напоминает нам Иисуса, явившегося сомневающимся ученикам через неделю после Своего Воскресения. Когда эти перепуганные люди вообразили, будто видят призрак, Иисус ласково попросил у них что-нибудь поесть и съел часть печеной рыбы. Он показывал им, что нет препятствий в общении между ними и Богом.
Что за чудная весть! Авраам и ученики Иисуса должны были осознать, равно как вы и я, что всемогущий Бог желает общаться с нами как друг. Лишь заботливая, ищущая, нисходящая на землю любовь Господа растапливает человеческие сердца и склоняет их к Себе. Мы жаждем общения, подобного тому, которое состоялось под тенистым деревом в Хевроне. И Бог обещает нам тесное общение с Собой, когда мы на небесах будем есть и пить на пиру Агнца
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
9 И сказали ему: где Сарра, жена твоя? Он отвечал: здесь, в шатре.
10 И сказал [один из них]: Я опять буду у тебя в это же время, и будет сын у Сарры, жены твоей. А Сарра слушала у входа в шатер, сзади его.
Еще в предшествующем стихе речь шла от лица всех трех гостей Авраама; теперь же говорящим выступает один из них, и Он с 13-го стиха прямо называется Иеговой (ср. ст. 3). То обстоятельство, что этот чудный гость Авраама оказался знающим его жену по имени, и еще больше то, что Он изрек обетование о рождении от нее сына, уже хорошо известное Аврааму по предшествующим богоявлениям (15:4; 17:19,21), должно было открыть ему глаза на действительную природу этого небесного гостя. Исполнение слов самого обещания придти на следующий год в то же самое время справедливо видят в факте рождения Исаака, в котором, очевидно, сказалась чудодейственная рука Божья, на что уполномочивает и последующий контекст речи (21:1).
11 Авраам же и Сарра были стары и в летах преклонных, и обыкновенное у женщин у Сарры прекратилось.
Вводное замечание бытописателя, служащее к объяснению и оправданию последующего поступка Сарры.
12 Сарра внутренно рассмеялась, сказав: мне ли, когда я состарилась, иметь сие утешение? и господин мой стар.
«Смех Сарры, — говорит митр. Филарет, — не столь невинен, как смех Авраама в подобном же случае (17:17); но к ее оправданию можно сказать, что она еще не узнала Иеговы» (Властов).
И господин мой стар. Прекрасное выражение того добровольного подчинения и послушания, в котором любящая жена должна стоять к своему мужу. За эту высокую черту своих супружеских отношений Сарра удостоилась стать образцом для подражания и христианским женам (1 Петр 3:5-6; 1 Кор 11:3; 14:35).
13 И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра, сказав: "неужели я действительно могу родить, когда я состарилась"?
Впервые здесь определенно и ясно первенствующий гость Авраама называется Господом, или с еврейского — «Иеговой». Он обращается с этим вопросом к Аврааму, так как Сарры здесь не было; но этим еще яснее обнаруживается всеведение говорившего, Который знал не только поступок Сарры, но и его сокровенные, внутренние мотивы.
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
14 Есть ли что трудное для Господа? В назначенный срок буду Я у тебя в следующем году, и у Сарры [будет] сын.
Прекрасное выражение идеи божественного всемогущества, лучшей параллелью которому могут служить слова ангела к Пресвятой Деве Марии, сказанные ей во время благовещения: «не изнеможет у Бога всяк глагол» (Лк 1:37).
15 Сарра же не призналась, а сказала: я не смеялась. Ибо она испугалась. Но Он сказал: нет, ты рассмеялась.
Сарра же не призналась... Ибо она испугалась. Чувство некоторого испуга или страха, как мучительного голоса совести и опасения наказания, есть естественное следствие греха (3:12-13) в душе людей, еще не успевших нравственно загрубеть и доступных покаянию. Подобное чистосердечное раскаяние в своем маловерии, без сомнения, принесла и Сарра, так как апостол впоследствии находит возможным похвалить ее за веру в обетование о рождении у нее сына (Евр 9:11).
Вскоре стало ясно, что трое гостей зашли к Аврааму не просто для того, чтобы отобедать. Цель их визита стала понятна, когда они спросили: "Где Сарра?"
Этот вопрос открыл Аврааму кое-что о его гостях.
  1. Они должны быть людьми, облеченными властью. Не было принято, чтобы случайный посетитель спрашивал о хозяйке (которая оставалась на своей половине).
  2. Они знали, что Бог дал Саре новое имя.
  3. Их посещение касалось Сарры, оно не было случайным.
Можно представить, как удивилась Сарра, услыхав, что эти чужестранцы, которых она раньше никогда не видела, произносят ее имя. Они говорили о ней, и принесли ей весть.
По причинам, которые станут очевидны позднее, Моисей объясняет, что половина Сарры находилась позади говорившего. Небесный Гость сидел так, что не мог видеть Сарру. И тогда Сарра услышала из уст Самого Господа то, что Он сказал Аврааму во время Своего предыдущего посещения: "Родит тебе Сарра в сие самое время на другой год". Для старой женщины недетородного возраста - это чудо. Сарра хорошо знала, что чудеса не случаются сами по себе, их может совершать только Бог.
Существует древнее изречение: "Две вещи могут казаться, но не быть одинаковыми". Может показаться, что реакция Сарры на весть о рождении сына была такая же, как и у Авраама, когда Бог ранее сообщил ему о предстоящем рождении Исаака. Авраам рассмеялся, - рассмеялась и Сарра. Однако между их смехом была большая разница. Авраам рассмеялся от радости. Сарра же утратила надежду на рождение ребенка, поэтому смех ее был проявлением неверия: Сарре обещание Божье показалось смешным. Будучи всезнающим, небесный Посетитель Авраама не только знал мысли Сарры, но и был огорчен ее неверием в только что полученное от Него обещание. Его вопрос: "Отчего это рассмеялась Сарра?" - обнаружил Его всезнание и открыл Сарре, Кем был этот Гость. Не видя Сарры, Он, тем не менее, знал, что она слушает у входа в шатер, позади Него.
Представьте, как, должно быть, изумилась Сарра! Этот небесный Путник не только знал ее тайные мысли, Он счел ее сомнение недостойным и неподобающим. Конечно, ей следовало бы знать, что Господь не связан законами природы, включающими в себя и законы человеческого воспроизводства.
Смущенная Сарра отозвалась из шатра. Сначала она пыталась защитить себя, но затем в раскаянии приняла укор Господа. Верой она приняла Божье обещание о рождении сына. Когда на следующий год ребенок родился, она говорила иначе: "Смех сделал мне Бог: кто ни услышит обо мне, рассмеется" (21:6).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
16 И встали те мужи и оттуда отправились к Содому; Авраам же пошел с ними, проводить их.
Сказание в образной форме излагает библейскую философию истории, согласно которой судьбы народов связаны с их нравственным состоянием, вопрошая Бога, Авраам уверен в Его справедливости. Участь Содома и Гоморры определена особо тяжкими нравственными и религиозными извращениями их жителей.
И встали те мужи и оттуда отправились к Содому (и Гоморре). Второго города нет в еврейской и русской Библиях, но он имеется в греческой и славянской; последнее чтение более правильно, так как основано на контексте речи (20 ст.).
Авраам же пошел с ними проводить их. Проводить гостя до границ своей земли — это последний долг восточного гостеприимства, радушно исполненный в данном случае и престарелым патриархом Авраамом. Согласно иудейскому преданию, Авраам провожал Господа и ангелов по пути к Содому до места, называемого «Кафар-Варух», откуда вдоль по долине открывался вид на Мертвое море и окружающее его Пятиградие.
17 И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать!
Эти слова Господа образуют своего рода введение к последующему пророчеству о погибели нечестивых городов. В нем Господь повторяет и раскрывает Свои предшествующие обетования Аврааму и его потомству (12:3; 13:16; 15:5; 17:5-6), при чем указывает как цель избрания еврейского народа, так и условия или средства к достижению ее, а следовательно, и к получению всех обетовании, со стороны последнего состоявшие в верности Иегове или в хождении по Его путям. Положительный результат такого поведения — это близость к Иегове и достижение всех обетовании, а отрицательный, могущий наступить в случае неверности Иегове и развращении Израиля, — это печальная участь, предстоящая нечестивым городам Содому и Гоморре.
Утаю ли Я от Авраама (раба Моего). Слова эти представляют собой обычное в Библии человекообразное выражение известной мысли, в данном случае — мысли о такой близости праведника к Богу, которая ставит его в положение друга, от которого нет секретов или тайн. Последних слов «раба Моего» нет в еврейском тексте и они внесены из перевода LXX. Но Филон и ап. Иаков (Иак 2:23) делают некоторую поправку: вместо «раба Моего», имеют — «друга Моего», что более отвечает внутреннему характеру тех взаимоотношений, какие существовали между Богом и патриархами (2 Пар 20:7; Ис 41:8; Иак 2:23 и др.).
 

Михаил Морозов

Пользователь
Регистрация
27.10.2014
Сообщения
323
Вероисповедание
Православный Протестант
ВКонтакте
mmv1966
18 От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли,
19 ибо Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд; и исполнит Господь над Авраамом, что сказал о нем.
20 И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма;
Это уже известный нам библейский образ, выражающий ту мысль, что всякое насилие и неправда, совершающиеся на земле, не скрываются от божественного всеведения и получают от Него соответствующее им возмездие (4:10; 6:13; Исх 3:7; Ис 5:7). В особенности часто так изображается грех притеснения слабых сильными, соединенный с кровопролитием и убийством (Быт 4:10; Втор 24:14-15); им страдали и жители Содома, которые отличались крайней нравственной распущенностью и высокомерно-презрительным отношением к низшим и слабейшим (Иез 16:47-56).
21 сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю.
Слова эти — снисхождение к нашей немощи, для более понятного выражения той мысли, что божественный суд основывается на самом полном и непосредственном знакомстве с самым предметом этого суда (Пс 72:2; Ис 11:3; Притч 18:13; Мф 7:1).
Существовала еще одна причина посещения тремя небесными гостями дома Авраама, и Бог объясняет ее Аврааму. Когда после трапезы гости собрались уходить, Авраам учтиво вышел проводить их. Он заметил, что гости направляются на восток, к Содому, расположенному в 65 км.
Тогда Господь заговорил. Он говорил вроде бы как Сам с Собой, негромко, и все же слова Его были адресованы Аврааму: "Утаю ли Я от Авраама, что хочу делать?" Было несколько причин, почему Бог желал заранее сообщить Аврааму о Своих планах сурового наказания Содома.
Авраам состоял в особых отношениях с Богом. Авраам, прежде всего, был "другом" Бога (Ис. 41:8), и этим Бог оказывал доверие Своему другу. Разве это не удивительно? Бог не желал приступать к осуществлению Своих планов до того, как о них узнает Авраам.
Существовала и еще одна причина. Бог избрал Авраама не только для продолжения рода Мессии, но также и для передачи потомкам истины, которую Бог открыл ему, в данном конкретном случае - истины о каре Божьей. Бог хотел, в частности, чтобы потомки Авраама знали о двух фактах, касающихся наказания Божьего:
  1. 1. Бог, воздействуя на ход истории, вынося осуждение отдельному человеку или многим людям, тем самым свидетельствует о Своей ненависти к неверию и неизбежном наказании за него.
  2. 2. Однако Божий суд всегда производится таким образом, что служит избавлению избранных. В данном случае Господь приостанавливает Свой суд над Содомом, чтобы дать возможность Аврааму попросить за праведных. По милости Своей Бог отсрочил начало всемирного Потопа (Быт. 6:3). И в наши дни грехи людей вопиют о наказании Господнем, но все же, ради спасения всех избранных, Бог милостиво временит с наказанием.
Аврааму воочию будет явлено воплощение этих истин в участи Содома и Гоморры. Бог пожелал, чтобы через Авраама его потомки также узнали об этом.
Выражение: "Сойду и посмотрю" - не следует понимать буквально, будто Богу действительно надо было специально отправиться в Содом, чтобы на месте убедиться в развращенности города, прежде чем разрушить его. Здесь Бог употребляет образное выражение, Он приписывает Себе человеческие качества, желая подчеркнуть важную истину: Бог не предпринимает ничего, не имея полного знания о предмете. Он не действует по прихоти. Если Он наказывает город или народ, то это наказание вполне заслуженно.
 
Верх