Нужно заметить, что не один лишь Иов признал то, что, судя по-человечески, в этой жизни справедливости нет.
Еккл.8:14: “Есть и такая суета на земле: праведников постигает то, чего заслуживали бы дела нечестивых, а с нечестивыми бывает то, чего заслуживали бы дела праведников. И сказал я: и это — суета!»
Побеждённые неоспоримостью доказательств Иова, друзья умолкли. И после того, как Бог отреагировал на вопросы Иова, Он сказал следующее его друзьям:
Иов.42:7,8: «И было после того, как Господь сказал слова те Иову, сказал Господь Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов.
Итак возьмите себе семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов».
Почему Бог так оценил их речи? Ведь они защищали Бога, дающего благополучие праведникам и беды нечестивцам.
Во-первых, это не соответствовало действительности. И они это в конце-концов вынуждены были признать перед лицом неоспоримых доказательств, приведённых Иовом.
Но как отчаянно они боролись! За Бога? Нет, судя по Его оценке.
Но есть причина и поважнее.
С самого своего рождения любой человек имеет ощущение того, что он является центром бытия, а всё остальное должно служить удовлетворению его потребностей. И когда он обнаруживает, что какая-либо потребность не удовлетворена, он начинает требовать своего. Сначала плачем, потом, по мере взросления, улыбками, гримасами, какими-то действиями, лестью, кокетством, обманом и даже насилием. Если страх наказания перевешивает желание добиться своего запрещёнными методами, то в ход идут попытки завоевать успех собственным поведением, угодным тому, от кого этот успех зависит.
Абсолютно каждый человек с самого своего рождения пытается найти формулу успешной жизни, потому что таким образом он надеется обрести контроль над своей жизнью, чтобы направлять её именно так, как ему угодно. Отсутствие этого контроля вызывает страх, способный даже парализовать волю, прибегнуть к разнузданности и насилию, или даже самоубийству. Любыми путями мы стремимся быть хозяевами своей судьбы, господами своей жизни.
Так было всегда среди мужчин и женщин, среди богатых и бедных, среди верующих и атеистов.
Атеисты возлагали свои надежды на изучение законов мироздания и попытки подчинить окружаюшее их себе во благо. На науку, вобщем:
«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у неё — наша задача» (Иван Мичурин).
Язычники приносили жертвы и старались вести себя в соответствие с требованиями их богов, чтобы приобрести их благорасположение для успешной жизни, или, чтобы боги, по крайней мере, не мешали добиться успеха.
Далеко ли от язычников ушли христиане, заявляющие о том, что Бог обязательно даст земное благополучие тем, кто Ему послушен? Или, по крайней мере сделает с нами что-то такое, что никакие беды и наши неудовлетворённые законные потребности не будут приносить нам боль?
Бог, в таком случае, выступает в роли услужливого джина, готового дать нам требуемое, если мы ему угодим, или наркоторговца, дающего нам за определённую плату то, что притупит нашу боль и введёт в царство блаженства несмотря ни на какие несчастья.
Именно такое богословие было у друзей Иова. И доводы и очевидные факты, приводимые Иовом, разрушали это богословие и выбивали почву из под ног его друзей. Если бы они признали правоту Иова, то встали бы перед возможностью самых неприятных неожиданностей, могущих появиться в их жизни несмотря на всё их благочестие.
Если бы они признали то, что Иова постигли бедствия, о которых даже страшно подумать, несмотря на его праведную жизнь, это означало бы, что их формула жизненного успеха неверна и не работает. Поэтому они всё более приходили в ярость, пытаясь опровергнуть Иова. Ведь он, и то что с ним случилось, наполняло их ужасом от того, что они понимали, что не могут никоим образом контролировать свою жизнь, быть хозяевами, господами своих судеб. Именно этот страх заставлял их нападать на Иова под видом ревностной защиты Бога. Они защищали не Бога и Его истину, но собственные формулы успеха, дающие им уверенность в том, что они могут контролировать свою жизнь и направлять её в нужное им русло.
Точно такой же подход к жизни существует и в современном христианстве, сулящем окружающим благополучие в жизни или, по крайней мере, хорошее эмоциональное самочувствие при любых обстоятельствах жизни, если они обратятся к Богу. Чего стоят многочисленные евангельские компании с призывными лозунгами вроде «Христос – решение всех проблем»?
Спор между Богом и сатаной насчёт Иова имел главный вопрос: «Разве даром богобоязнен Иов?» Этот спор ведётся и в отношение каждого, называющегося Господним. Поэтому на самом деле вопрос стоит не о том, почему страдают праведники, а почему они страдают намного меньше, чем этого следовало бы ожидать во свете этой борьбы и этого спора за каждого из Божьих детей.